Потребительское поведение.

 

Социология маркетинга изучает потребительское поведение.

Предметом ее является маркетинг как вид социально-экономической деятельности по формированию запросов, социальной базы и поведения потребителей, продвижению товаров на потребительском рынке в условиях колебания предпочтений потребителей и усиления конкуренции. Объектом является потребитель и его потребительские ориентации.

По Ф. Котлеру “маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.

В социологии маркетинга изучаются не все потребности личности и населения, а именно те потребности, которые подкреплены покупательной способностью. Такие потребности в социологии маркетинга определяются как запрос. Задача производителей товаров - находить его возможных покупателей-потребителей; изучать их потребности, создавать товар, который в наибольшей мере соответствует потребительским запросам, и уметь реализовать созданный продукт на рынке. Чтобы эффективнее реализовать на рынке товаров и услуг комплекс названных выше взаимосвязанных действий и мероприятий, необходимо проводить маркетинговые социологические исследования.

Поведение потребителя - это совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, направленная на получение, потребление и распоряжение различными благами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим поступкам и следуют за ними.

Социально-экономическая теория потребительского поведения базируется на следующих теоретико-методологических предпосылках:

1. Потребитель - не гость, не постороннее лицо на рынке товаров, а его полноправный хозяин.

2. Существует свобода потребительского выбора. Никто- ни товаропроизводитель, ни торговец, ни государство не должен решать за самого потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие нет. Свобода выбора потребителя - важнейший рычаг развития производства любых видов товаров и услуг.

3. Потребители ведут себя на рынке рационально, т.е. сами рационально выбирают свои цели и столь же рационально подбирают доступные им средства для достижения намеченных целей - удовлетворения определенных потребностей и интересов. В конечном счете ведет себя определенным образом на рынке товаров и услуг тот человек, который стремиться добиться максимального результата (наилучшим образом удовлетворять свои потребности) при ограниченных возможностях.

4. поведение потребителя подвержено влиянию как со стороны его личностных качеств и предпочтений, так и со стороны внешних влияний (реклама, мода и т.д.)

5. Для успеха в бизнесе нужно хорошо знать и понимать мотивацию потребителя и особенности его поведения. Питерс Т. - известный специалист в области маркетинга утверждал, что маркетолог должен затрачивать на изучение своего потребителя и прислушивание к нему не менее 25% своего времени.

На потребительский выбор оказывают влияние следующие факторы:

- финансовые возможности,

- его знание соответствующей группы товара,

- мотивация выбора ( высокое качество товара, его доступная цена, его оригинальность, его практическая необходимость и т.п.),

- социально положение покупателя,

- его индивидуально-личностные особенности,

- его ценностные ориентации,

- влияние семьи,

- влияние ближайшего социального окружения - друзей, сверстников,

- воздействие моды,

- влияние рекламы,

- ситуация, в которой происходит покупка.