Потребительское поведение.
Социология маркетинга изучает потребительское поведение.
Предметом ее является маркетинг как вид социально-экономической деятельности по формированию запросов, социальной базы и поведения потребителей, продвижению товаров на потребительском рынке в условиях колебания предпочтений потребителей и усиления конкуренции. Объектом является потребитель и его потребительские ориентации.
По Ф. Котлеру “маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.
В социологии маркетинга изучаются не все потребности личности и населения, а именно те потребности, которые подкреплены покупательной способностью. Такие потребности в социологии маркетинга определяются как запрос. Задача производителей товаров - находить его возможных покупателей-потребителей; изучать их потребности, создавать товар, который в наибольшей мере соответствует потребительским запросам, и уметь реализовать созданный продукт на рынке. Чтобы эффективнее реализовать на рынке товаров и услуг комплекс названных выше взаимосвязанных действий и мероприятий, необходимо проводить маркетинговые социологические исследования.
Поведение потребителя - это совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, направленная на получение, потребление и распоряжение различными благами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим поступкам и следуют за ними.
Социально-экономическая теория потребительского поведения базируется на следующих теоретико-методологических предпосылках:
1. Потребитель - не гость, не постороннее лицо на рынке товаров, а его полноправный хозяин.
2. Существует свобода потребительского выбора. Никто- ни товаропроизводитель, ни торговец, ни государство не должен решать за самого потребителя, какие товары из предлагаемых на рынке ему приобретать, а какие нет. Свобода выбора потребителя - важнейший рычаг развития производства любых видов товаров и услуг.
3. Потребители ведут себя на рынке рационально, т.е. сами рационально выбирают свои цели и столь же рационально подбирают доступные им средства для достижения намеченных целей - удовлетворения определенных потребностей и интересов. В конечном счете ведет себя определенным образом на рынке товаров и услуг тот человек, который стремиться добиться максимального результата (наилучшим образом удовлетворять свои потребности) при ограниченных возможностях.
4. поведение потребителя подвержено влиянию как со стороны его личностных качеств и предпочтений, так и со стороны внешних влияний (реклама, мода и т.д.)
5. Для успеха в бизнесе нужно хорошо знать и понимать мотивацию потребителя и особенности его поведения. Питерс Т. - известный специалист в области маркетинга утверждал, что маркетолог должен затрачивать на изучение своего потребителя и прислушивание к нему не менее 25% своего времени.
На потребительский выбор оказывают влияние следующие факторы:
- финансовые возможности,
- его знание соответствующей группы товара,
- мотивация выбора ( высокое качество товара, его доступная цена, его оригинальность, его практическая необходимость и т.п.),
- социально положение покупателя,
- его индивидуально-личностные особенности,
- его ценностные ориентации,
- влияние семьи,
- влияние ближайшего социального окружения - друзей, сверстников,
- воздействие моды,
- влияние рекламы,
- ситуация, в которой происходит покупка.