Поведение предпринимателей и безработных на рынке.

Силласте Г.Г. Выделяет социологию предпринимательства.

Предметом изучения такой социологии является предпринимательство как форма экономической деятельности и социальное явление, социальные последствия его развития.

Объектом изучения выступают предприниматели как новый элемент социальной структуры.

Именно типичные характеристики предпринимательства как социального слоя в современном обществе составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии.

Если свести воедино эти характеристики, то мы получим социальный портрет предпринимателя, в котором должны найти воплощение следующие типические черты:

1) владение (или распоряжение) капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность;

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновации;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

В российской практике предпринимателем считают любого человека, организовавшего сое дело посредством собственного или заемного капитала, использующего его в бизнесе. Предприниматель, таким образом, может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

По своему статусу предприниматели отличаются от капиталистов и от наемных работников, так как не имеет собственного капитала, не продает свой труд, но обладает организаторскими и лидерскими способностями, инициативой и предрасположенностью к риску.

Т.И. Заславская отмечает, что предприниматели образуют новый бизнес-слой в структуре общества и их характеристикой является “инициативная деятельность в целях получения прибыли, свобода и автономность экономических решений, личный риск и личная ответственность за результаты хозяйствования.”

Предпринимательское поведение как форма экономического поведения присуще незначительной части россиян.

Предпринимательское поведение представляет собой упорядоченную совокупность осознанных, социально и личностно значимых действий, отражающих используемые данным хозяйствующим субъектом принципы отбора экономических альтернатив.

Основные мотивы предпринимательского поведения

- стремление к личному обогащению и улучшению своего материального положения,

- стремление к независимой экономической деятельности,

- стремление к достижению высокого положения в обществе.

В социологии критериями выделения того или иного вида предпринимательского поведения являются степени его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т.д.). В целом же эффективность предпринимательского поведения для его носителя определяется результативностью совершенных предпринимателем действий по реализации предпринимательской идеи в процессе достижения предпринимательского успеха.

Что касается социальной эффективности предпринимательского поведения, то она определяется вкладом конкретного вида поведения в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества.

Социологические исследования предпринимательского поведения позволили выделить три типа предпринимателей:

1 тип - ориентированные на развитие собственного дела, конкурентную борьбу и завоевание рынка. Они стремятся действовать в рамках закона и свое будущее связывают с будущим страны. Эта группа включает примерно 20 % всех предпринимателей.

2 тип - стремящиеся сохранить достигнутый уровень развития. В большинстве случаев они заняты в полугосударственных структурах экономики, занимаются сбытом и переработкой государственной продукции. К такой группе относятся около 30% предпринимателей.

3 тип - смешанный. Его представителей отличает потенциальная готовность к развитию дела, но в случае улучшения в стране политической и экономической ситуации. Многие из них не исключают для себя возможности эмиграции.

Для поддержания предпринимательства в России в середине 90-х гг. прошлого века была разработана Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 гг, образован Федеральный фонд поддержки предпринимательству, принят ряд указов Президента РФ. Но, несмотря на это развитие предпринимательства протекает очень противоречиво, с большими трудностями.

Социологические исследования свидетельствуют, что при переходе к рыночной экономике существует целый ряд проблем социально-психологического характера, препятствующих экономической активности масс. Сегодня очевидно, что стихийные рыночные процессы требуют мощного блока управления, систематического отслеживания прямых и обратных связей, обеспечивающих наилучшую регуляцию формирующейся рыночной системы.

В результате исследований были выявлены основные проблемы, тревожащие предпринимателей.

1. нестабильность законодательства, множественность законодательных актов.

2. Высокие налоги, их нестабильность.

3. Низкая платежеспособность населения, низкий покупательный спрос.

4. Многочисленные проверки контролирующих органов.

Таким образом, требуется разрушение стереотипов понимания предпринимательства как “дикой” формы рыночного поведения, которая ассоциируется с преобладанием спекулятивного капитала, его связью с мафиозными образованиями и коррумпированными чиновниками, а также несправедливым разделом госсобственности и массовым обнищанием людей.

Меры, которые необходимо принять, по мнению предпринимателей, которые улучшат условия развития предпринимательства.

1. Упрощение налоговой системы.

2. Улучшение законодательства о предпринимательстве.

3. Упрощение регистрации, лицензирования и т.д.

4. Финансовая поддержка предпринимательства (кредиты, займы и др.)