ИЗМЕНЕНИЯ РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ.

Падение республики в Риме вновь вызывает упадок риторической мысли и расцвет ее формы. Естественно, повышается интерес к пышным похвальным речам. Рождается "новый стиль" - внешне эффектный, даже аффектированный. Тут известное имя - Сенека Старший (Сенека-ритор) со своими "Контроверсиями" и "Свазориями" - риторическими упражнениями на юридические, психологические, философские темы (в нашей книге анализировались и цитировались произведения его сына, Сенеки Младшего).

"Новый стиль" сменяется классицизмом, и появляется вторая по величине после Цицерона звезда древнеримской риторики - Марк Фабий Квинтилиан, риторический идеал которого - красноречие Цицерона. У Квинтилиана риторические идеи имеют педагогическую направленность, которую выражает и главное его сочинение - "Образование оратора", в основных положениях идущее вслед за трактатами Цицерона. "Тот, кто хочет стать хорошим оратором, - утверждает Квинтилиан, - должен стать сначала хорошим человеком".

Сравнение наследия этих двух известнейших риторов показывает, что образ оратора и образ слушателя они представляли по-разному: для Цицерона оратор - гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист; адресат цицероновских речей - народ на форуме, слушатель речей Квинтилиана - узкий круг просвещенных. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени.

Заключая краткий обзор истории античной риторики, отметим в ней еще одно интересное явление - так называемый период "второй софистики" - направление греко-римской культуры II-III вв. н. э., отмеченное вниманием к классическому эллинскому наследию и существующее как бы в постоянном соревновании с высокими образцами прошлого. Подготовили "вторую софистику" Плутарх, приводящий в "Параллельных жизнеописаниях" вымышленные речи греков и

римлян, и Дион Хризостом, философ-киник, автор восьмидесяти дошедших до нас речей. Но "вторая софистика" несет и явные следы восточных влияний. Так, например, Эпия Аристида, мастера панегирика, отличает приверженность "азианскому" стилю. В начале учебного пособия мы уже цитировали отрывок характерного текста Апулея, по которому можно судить о системе образования античного ритора (из сборника под названием "Florida" - "Цветник").

Итак, движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) - к римской риторике - искусству "хорошо говорить" (ars bene dicendi - Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья - начала Возрождения - искусству "украшения речи" (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо "душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками" (так говорится в Указах Карла Великого).