ВОЗРОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в.

В XX в. на Западе и на Востоке (Япония) - в странах, где бурно развивалась теория информации, - возрождение риторики началось с середины столетия. К этому времени науки гуманитарного круга, пережившие уже "оккупацию" математическими методами и математической логикой, стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Ни одна из обособившихся областей филологии выполнить такую роль не могла. К тому же филологи вновь остро заинтересовались живым устным речевым общением.

В середине XX в. ученые-гуманитарии обратились к истории своих наук и обнаружили там давно скомпрометированную и забытую "старушку-Риторику". К этому времени она уже давно выпала из состава научного знания, так как представляла собой тогда в основном теорию создания устной речи, тогда как филология была занята анализом письменных текстов. Риторика воспринималась с начала XX в. как устаревшая система средств речевого воздействия, которые ни на кого не воздействуют.

Однако когда с этой забытой дисциплины стряхнули пыль веков и присмотрелись к ее классическому облику, выяснилось, что он внушает надежды и уважение, настолько актуальной, глубоко и тонко разработанной оказалась система риторических понятий. Многие научные направления своим возникновением обязаны именно классической риторике - среди них герменевтика и структурализм, лингвистика текста и особая область филологии, получившая название "неориторика", т. е. "новая риторика". Вот как говорит об этом известный французский литературовед, структуралист Ролан Барт

(1915-1980) в работе "От науки к литературе": "У литературного структурализма есть славный родоначальник, чью историческую роль обычно недооценивают и очерняют по мотивам идеологического характера, - Риторика, эта впечатляющая попытка целой культуры проанализировать и упорядочить формы речи, сделать мир языка понятным для ума" (Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Русск. пер. М., 1994). Заметим неслучайность написания слова "риторика" в приведенном отрывке с заглавной буквы: преклонение перед "старушкой" во второй половине XX века - такая же норма, как пренебрежительное невнимание столетием ранее.

Совершенно особое положение занимает сейчас современная риторика среди гуманитарных наук в США. Ей принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания, и в системе учебных предметов (от школы до университета включительно). Американскую риторику называют "самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением" (О. Брынская). Она насущно необходима в культуре массовой информации и массовой коммуникации, в мире масс-медиа, и, естественно, занимает там самый верх "пирамиды знания". Риторика в США не просто наука, но как бы предмет государственной идеологии, а потому насаждается, направляется и охраняется.

Риторика в американской школе как общее учение о целесообразном построении речи включает знания о нормативности речи (орфографию и орфоэпию в том числе) и грамматику. Центральный предмет подготовки по родному языку в США - именно риторика. В американских учебных заведениях, как и в теоретической американской филологии, риторика понимается (как и в античности) как наука (science) и как искусство (art) - знание, превращающееся в действенное умение (skill). Соответственно ведется и риторическая подготовка. Распространены специальные практические курсы и определенные формы учебных занятий и досуга студентов колледжей и университетов. Так, например, в Калифорнийском университете (Беркли) предусматриваются постоянные (во время уик-эндов) встречи студентов с преподавателями и администрацией факультетов для обсуждения конкретных тем или свободной беседы; в университетском кампусе существуют две знаменитые специальные организации для проведения дискуссий - Дискуссионный "круглый стол" и Университетский "круглый стол"; к участию в последнем допускаются все желающие, в первом - только наиболее компе-

тентные; дискуссии проводятся по актуальным социальным и политическим проблемам. В США выходят сотни работ, касающихся как теории, так и практики риторики.

Весьма своеобразна и удивительно интересна риторическая культура современной Японии. В предисловии к книге "Как быть вежливым по-японски" (1987) ее авторы, профессора японских университетов Осаму и Нобуко Мицутани, выражают мнение, что главная особенность речевого этикета японцев - повышенное внимание и чуткость к собеседнику - послужит для создания основ общения будущего. Они пишут: "Внимание к другим будет важнейшим фактором коммуникации будущего, а речевая вежливость в Японии, по сути, является именно выражением такого внима-ния" (Mizutani О., N. How to Be Polite in Japanese. Tokyo, 1987. P.3).

Причиной возникновения этой черты японской речевой культуры была своеобразная жизнь японцев: поколение за поколением люди жили замкнутыми группами при весьма тесном контакте друг с другом. В 40-е годы XX в. в Японии вследствие целого ряда причин, связанных с изменением стиля жизни, ее демократизацией, развитием языковых контактов внутри страны и с представителями иных культур, научно-техническим прогрессом, возникает своя риторическая теория, получившая название "теория языкового существования" . Она исследует, какие формы принимает речевое общение между людьми, каким правилам подчиняется речевое поведение человека.

Японцы, как и американцы, верят в то, что улучшение речевого общения - важное средство совершенствования и развития общества. Поэтому "японская неориторика" - "теория речевых действий" - пользуется сейчас вниманием и авторитетом.