Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И.А.Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума.
Такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-объектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педеагогического влияния.
Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности:
·Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения
·Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность), это реализуется на основе социального воспитания.
·Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение.
Такой подход отрицает сужение социально-педагогической деятельности до влияния только на социально-проблемную часть населения, предполагающий немедленное реагирование на проблемы лиц, попавших в кризисные ситуации (инвалидов, наркоманов, беженцев и др.) Именно влияние на все группы населения соответствует целям и задачам социально-педагогической деятельности.
Несмотря на то, что социально-педагогическая деятельность распространяется на различные возрастные группы людей и в ряде случаев пересекается с педагогикой перевоспитания или андрогогикой, все-таки основной акцент в социально-педагогической деятельности делается на работу с детьми.
По своей сущности социально-педагогическая деятельность - это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной социально-педагогической цели в социальном развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта.
Этот процесс имеет определенную структуру: он включает субъект и объект, этапы, под этапы деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Существуют определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата.
Всякий социально-педагогический процесс осуществляет конкретный специалист (группа специалистов) - субъект. Этот специалист реализует ту последовательную деятельность, которая позволяет ему добиваться результативности в достижении поставленной цели.
И.А.Липсикий рассматривает предмет социальной педагогики как исследование общих закономерностей взаимодействия личности и социума, подчеркивая, что эти закономерности - педагогические.
Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.
Предметом социально-педагогической деятельности являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
·создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;
·формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентаций, установок в жизненном самоопределении подопечного;
·предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
·создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;
·реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.
Выделяют следующие объекты социально-педагогической деятельности:
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (трудная жизненная ситуация - ситуация, из которой человек не может самостоятельно найти выход):
дети, оставшиеся без попечения
инвалиды, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии
жертвы вооруженных конфликтов и катастроф
из семей беженцев и вынужденных переселенцев
жертвы насилия
находящиеся в спец. учреждениях
из малоимущих семей
с отклонениями в поведении и т.д.
Дети, жизнедеятельность которых объективно направлена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.