Структура и направленность социально-педагогической деятельности

Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:

·определение цели и задач деятельности;

·определение субъекта и объекта деятельности;

·определение содержания деятельности;

·выбор методов и технологий работы;

·выбор форм деятельности;

·реализация намеченного плана деятельности;

·корректировка деятельности;

·анализ результатов.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят: индивидуальный подход; опору на положительные стороны личности подопечного; объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

·деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

·деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

·непосредственную работу с ребенком;

·посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

·социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

·социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

·социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

·социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

·социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Осуществление социально-педагогической деятельности рассматривают в рамках реализации:

·деятельности относительно повышения уровня социокультурной адаптации индивида или группы средствами личностного развития;

·деятельности относительно профилактики явлений дезадаптации (социальной, культурной, психологической), которая включает в себя работу с людьми девиантного поведения и маргинальными группами;

·деятельности относительно социокультурной реабилитации, относительно тех людей, которые имеют отклонения от нормы в физическом, психическом, социальном развитии;

·посреднической деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, что обусловлено интересами их социокультурного становления и развития.