Экономическое поведение как центральная категория экономической социологии.

1. Понятие экономического поведения.

2. Виды экономического поведения.

3. Трудовое поведение.

4. Поведение предпринимателей и безработных на рынке труда.

1. Поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых поступков и действий отдельных индивидов и их групп, их определенную направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, характера, его потребности, убеждения, взгляды, вкусы; формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям.

Экономическое поведение - это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпосылки экономического поведения:

1. Экономическое сознание.Экономическое сознание выступает структурным компонентом общественного сознания и подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Являясь неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего состояние экономических отношений, “участвует” в их реализации в качестве фактора социально-экономического развития: воплощается в экономической политике государственных органов, проявляется в принципах экономической организации всей общественной жизни, материализуется в деятельности хозяйствующих субъектов. Необходимой субстанцией экономического сознания выступают - система экономических институтов в обществе (например: рынок труда и капиталов, потребительский рынок товаров и услуг, трудовые ресурсы и занятость населения, уровень жизни населения и социальная сфера и др.), состояние экономической науки, состояние и принципы организации высшего (в частности, экономического) образования.

2. Экономическое мышление. Включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни.

Факторы формирования экономического мышления:

- число форм собственности, в рамках которых хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность;

- число других субъектов экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует;

- разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных норм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.);

- интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей;

- направленность и сила связей . др.

Чем более значимыми являются факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания.

Используя ту или иную технику экономического мышления люди определяют тот или иной тип экономического поведения.

3. Экономические интересы. Общаясь друг с другом по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои потребности. Сущность интересов заключается в том, что они являются характеристикой социально-экономического положения людей, которая показывает, что людям в силу этого положения, выгодно или невыгодно сделать и в какой степени. Экономический интерес - это основная категория для обозначения реальных причин и коренных, наиболее глубоких мотивов экономической деятельности и экономического поведения людей, стоящих за их непосредствеными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями и т.д.

Именно экономический интерес способствует согласованности во взаимодействии различных социальных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к экономическим изменениям, формирующем это взаимодействие. Экономические отношения, проявляя в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей.

Основные характеристики экономического интереса:

1) экономические интересы всегда имеют своих носителей, они всегда субъектны, т. е. принадлежат реальным субъектам, вступающим в определенные отношения между собой. Структура экономических интересов столь же многообразна, сколь многообразны и субъекты хозяйственных связей;

2) экономические интересы по своей природе объективны, являясь отражением роли соответствующих субъектов в системе общественного разделения труда, их связи с определенным типом общественного присвоения. Нельзя ни произвольно изменить, ни игнорировать экономические интересы. Чтобы действительно изменить экономические интересы, нужно поставить их носителей в новые условия, изменить их роль в общественном производстве;

3) Экономические отношения (и выражающие их сущность экономические законы), проявляясь в экономических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Ни законы, рассматриваемые сами по себе, ни экономические отношения как таковые еще не являются источниками самодвижения. Они становятся ими, лишь выражаясь в экономических интересах субъектов.

Поскольку экономические интересы есть форма выражения экономических отношений, постольку очевидно, что каждой общественной системе присуща своя особая структура этих интересов, свой специфический способ их взаимодействия. Основной каркас такой структуры образуют экономические интересы общества, классов, и социальных групп, трудовых коллективов и отдельных индивидов.

4. Социальные стереотипы.Социальный стереотип представляет собой схематичное, стандартизированное, устойчиво выражаемое представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное. Степень выраженности эмоционального компонента социального стереотипа варьирует от безразличной до аффективной. Физиологическая основа социального стереотипа - способность головного мозга формировать определенный зафиксированный порядок условно-рефлекторных действий человека. Его социально-психологическая основа - социальная установка, ценностно-значимая для данной личности в ее деятельности и субъективно существующая в виде устойчивого образа, нормы поведения.

Социальный стереотип выражает привычное, закрепленной в сознании и поступках человека, его отношение к различным явлениям общественной жизни, другим людям и их общностям. Он аккумулирует предшествующий опыт индивида и различных социальных групп, сложившийся под влиянием социально-экономических условий, в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. Социальный стереотип является конечным продуктом процесса стереотипизации - восприятия, классификации и оценки социальных объектов (фактов, событий и т.п.) на основе зафиксированных установок и представлений.

Учитывая все эти предпосылки, мы можем предсказывать экономическое поведение.

На самом деле люди не так уж рациональны и их выбор в реальной ситуации определяется:

- состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении;

- подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе;

- более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами.

 

Выделяют следующие типы экономического поведения:

1) Дорыночный тип поведения характеризуется формулой “гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат”, или “минимум дохода при минимуме трудовых затрат”. Этот тип поведения был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Для носителей дорыночного поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Таких людей больше других беспокоят дальнейшая либерализация цен и угроза безработицы, перспектива переобучения и нового трудоустройства.

Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Такие индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте, полагаются на доходы с приусадебного участка и надеются на социальные гарантии. все вышеописанное диктует совершенно конкретный диапазон деятельности носителей дорыночного типа поведения. Такие люди хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска.

2. Рыночный тип поведения. Его можно охарактеризовать формулой “максимум дохода ценой максимума трудовых затрат”. Такие люди предпочитают жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой. Такой тип поведения предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентаций позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.

Рыночный тип поведения почти полностью ориентирован на предпринимательство.

3. Псевдорыночный тип поведения связан с отсутствием необходимых знаний, отсутствием связей в торговле (даже при наличии денежных средств и другими обстоятельствами, которые способствуют модификации рыночного типа поведения в данный. Носители данного типа поведения действуют по формуле “максимум дохода ценой минимума трудовых затрат”. Данные индивиды в условиях снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе заниматься перекупкой и спекуляцией.

Превращение исходного типа рыночного поведения в псевдорыночное отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подрабатывать в свободное от основной работы время означает, что труд человека на его рабочем месте оплачивается недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования.

Отсутствие четкой экономической концепции переустройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет авантюрного риска с весьма сомнительными морально-этическими нормами. наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Экономическое поведение социальных субъектов проявляется в двух основных формах:

1. Индивидуальные формы - экономическое поведение индивидов как представителей тех или иных социально-демографических и социально-профессиональных групп - достаточно глубоко и разносторонне изучены такими исследователями, как А. Смит, П. Хейне, В.И. Верховин, Т.И. Заславская, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, Г.Н. Соколова.

2. Коллективные формы поведения, т.е. поведение хозяйствующих субъектов (организации, промышленного предприятия, фирмы и др.). Методология изучения последних находится в стадии становления. (О.В. Кобяк)

Г.Н. Соколова в ходе мониторингового исследования “Регулирование занятости в условиях формирующегося рынка труда” выявила и сформулировала основные стратегии экономического поведения, исходящие из оценки респондентами того, что значила для них прежняя работа как ценность. В этом исследовании приводятся результаты обследования выпускников различных учебных заведений и безработной молодежи из выпускников и потерявших работу в условиях структурной несбалансированности спроса и предложения на рынке труда.

Типы стратегий:

1. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, техникум, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем, он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.

2. Стратегия профессионального поведенияисходит из установки получить интересную работу в будущем (или прошлом, если это касается выпускников не нашедших сферы приложения своих сил). Данный тип поведения теснее всего связан с уровнем образования молодежи. Парадоксально, но в нынешний переходный период ситуация такова, что тем больше лет потребовалось на образование, тем меньшей горизонтальной мобильностью обладает молодой человек, тем, следовательно, хуже его социально-психологическое самочувствие.

3. Стратегия безразличного поведения исходит из того, что нужно просто получить образование (для достижения определенного социального статуса или в силу иных причин, которые респонденты затрудняются определить). Этот тип поведения почти не связан с уровнем образования респондентов и полом. Он мало связан с возрастом, не имеет четких субъектных характеристик и тенденций в своих изменениях. Он весьма подвержен влиянию (как положительному, так и отрицательному) всего общественного развития и конкретной общественной ситуации.

Далее Соколова Г.Н. делает вывод, что указанные стратегии экономического поведения только зарождаются, только начинают себя проявлять в конкретном экономическом поведении (как переборе альтернатив с целью максимизации выгод) в условиях формирующегося рынка труда.