Журналистская риторика.

На наш взгляд, появление журналистики как общественного института следует связывать с особым, возникающим только в классовом обществе, видом речевой деятельности - риторикой. Это с одной стороны - вид особой речевой деятельности (грамотная речь ученого человека), с другой стороны - наука, помогающая овладеть такой деятельностью.

Деятельность современного журналиста - это деятельность ритора в условиях развитых средств производства и распространения всевозможных текстовых копий (печати, радио, телевидения). Функции ритора совершенно одинаковы во все времена, при любом уровне развития информационной техники. Они описаны еще в первом веке до нашей эры в своде правил пятичастной системы классической риторики. Эти 1.«изобретение» (правила сбора информации), 2.«расположение» (правила композиции), 3.«украшение» (учение о стиле, словоупотреблении), 4.«запоминание» (правила наиболее эффективного запоминания текста, по-другому - правила технической фиксации текста в материале), 5.«произнесение» (правила исполнения речи оратором). У некоторых авторов (напр., у Ломоносова) - трехчастное представление о риторике, включающее только «изобретение», «расположение» и «украшение».

Следовательно, по своим функциональным обязанностям журналист является сборщиком информации (исследователь), записывающим ее (писатель)или передающим устно (оратор).

Риторическая теория - могучий инструмент упорядочивания наших представлений о производстве текстов - позволяет составить всеохватную типологию журналистских профессий, которые можно назвать условно следующим образом: «Исследователи», «Писатели», «Редакторы», «Технические работники СМИ», «Исполнители». Такая типология, очевидно, имеет немалую ценность. Например, она годится для построения теоретической модели редакционного коллектива с высокой степенью разделения труда, для составления стратегии широкого журналистского образования.