Моделирование аварийных режимов

Защита электрических сетей от аварийных режимов является одной из главных задач проектирования и эксплуатации, т.к. выход из строя электрооборудования может привести к тяжёлым последствиям для людей и к значительным материальным потерям [10].

В стенде реализованы следующие виды защит:

1.Защита от токов короткого замыкания с помощью автоматических выключателей и предохранителей.

2. Защита от перехода генератора в двигательный режим, реализуемая с помощью устройства RMP-1 при ручном и автоматизированном способах управления.

Особенность реализации источников электроэнергии в стенде не позволяет непосредственно выполнять данный режим. В тренажере он возникает при выключении первичного двигателя одного из параллельно работающих источников, при этом срабатывает устройство RMP-1, и данный генератор отключается от сети.

Ниже рассмотрены типовые ошибки оператора при управлении станцией лабораторного стенда.

1. Переход ГА в двигательный режим

· ГА-1 и ГА-2 работают параллельно с нагрузкой;

· Остановка ГА-1 (кнопка К3);

· Отключение от шин ГА-1: загорается сигнальная лампа Л1.10, при этом гаснут Л1.2, Л1.4, Л4.6, Л4.10; изменяются показания приборов: вольтметров П1.1, П2.1, П4.2, П4.3, частотомеров П1.2, П2.2, амперметров П1.3, П2.3, ваттметров П4.6, П4.7.

 

Таблица 2.9

Состояние сигнализации при переходе ГА в двигательный режим

Сигнализация Воздействие
Параллельная работа ГА1 и ГА2 Кнопка остановки ГА1
Генераторная секция 1 Л1.1
Л1.2  
Л1.3  
Л1.4  
Л1.5    
Л1.6    
Л1.7
Л1.8    
Л1.9    
Л1.10  
П1.1 +  
П1.2 +  
П1.3 +  
Генераторная секция 2 Л2.1
Л2.2
Л2.3    
Л2.4
Л2.5    
Л2.6    
Л2.7
Л2.8    
Л2.9    
Л2.10    
П2.1 + +
П2.2 + +
П2.3 + +
Секция управления Л4.1
Л4.2    
Л4.3    
Л4.4    
Л4.5
Л4.6  
Л4.7    
Л4.8    
Л4.9
Л4.10  
П4.1    
П4.2 + +
П4.3 +  
П4.4    
П4.5    

Окончание таблицы 2.9

Состояние сигнализации при переходе ГА в двигательный режим

Сигнализация Воздействие
Параллельная работа ГА1 и ГА2 Кнопка остановки ГА1
  П4.6 + +
П4.7 +  
П4.8    
П4.9    
П4.10    
П4.11    
П4.12    
П4.13    

 

 

2. Ошибочные действия при синхронизации

ГА-1 и ГА-2

· ГА-1 подключен к шинам с нагрузкой;

· Включение ГА-2: нажать кнопку К2; с выдержкой времени загораются сигнальные лампы Л4.9, Л2.2; изменяются показания приборов: вольтметров П2.1, П4.2, частотомера П2.2;

· Взвод автомата для подключения к шинам ГА-2 (кнопка К8): появляется показание синхроноскопа П4.13;

· Регулирование частоты вращения кнопками К5: отклонение показаний частотомера П2.2 и синхроноскопа П4.13;

· Нажатие кнопки К12 в момент несовпадения частот, согласно синхроноскопу П4.13, или при большой скорости вращения бегущего сигнала: отключение от шин всех ГА, загорается сигнальная лампа Л2.10, при этом гаснут Л1.4, Л2.4, Л4.5, Л4.6, исчезают показания синхроноскопа П4.13.

Таблица 2.10

Состояние сигнализации

Сигнали- зация Воздействие
Кнопка пуска ГА2 Кнопка подкл. ГА2 к шине   Кнопка увел/ умен частоты   Кнопка синх- рони- зации
Генераторная секция 1 Л1.1
Л1.2
Л1.3      
Л1.4  
Л1.5        
Л1.6        
Л1.7
Л1.8        
Л1.9        
Л1.10        
П1.1 + + + +
П1.2 + + + +
П1.3 + + +  
Генераторная секция 2 Л2.1
Л2.2
Л2.3
Л2.4        
Л2.5        
Л2.6        
Л2.7
Л2.8        
Л2.9        
Л2.10      
П2.1 + + + +
П2.2 + + + +
П2.3        
Секция управления Л4.1
Л4.2        
Л4.3        
Л4.4        
Л4.5        
Л4.6  
Л4.7        
Л4.8        
Л4.9  
Л4.10  
П4.1        
П4.2 + + + +
П4.3 + + + +
П4.4        

Окончание таблицы 2.10

Состояние сигнализации

Сигнали- зация Воздействие
Кнопка пуска ГА2 Кнопка подкл. ГА2 к шине   Кнопка увел/ умен частоты   Кнопка синх- рони- зации
Секция управления П4.5        
П4.6 + + +  
П4.7        
П4.8        
П4.9        
П4.10        
П4.11        
П4.12   + +  
П4.13   + +  
П4.14   + +  

 

3. Отключение источника электроэнергии от шин ГРЩ в автоматизированном режиме управления станцией

Для остановки одного из параллельно работающих генераторов при автоматическом управлении станцией его необходимо отключить от шин ГРЩ и сразу остановить, в противном случае произойдет повторное автоматическое подключение ГА к шинам.

4. Подключение источников электроэнергии в автоматизированном режиме управления станцией

Программное обеспечение автоматизированного режима не допускает одновременного запуска нескольких ГА. Нарушение этого правила может привести к аварийной ситуации. В этом случае подключения ГА к шинам не произойдет. Состояние объектов световой сигнализации останется неизменным.

5. Первичное подключение ГА к шинам в автоматизированном режиме управления станцией

В этом случае ГА останется не подключенным к шинам. Состояние объектов световой сигнализации останется неизменным.

Разработанная программная реализация тренажера обеспечивает выполнение широкого набора действий: правильных и приводящих к авариям. Это позволяет проводить тренинг обучающихся и требует разработки методики оценивания полученных навыков в управлении судовой электростанцией в разных режимах эксплуатации.