Особенности развития музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности возраста детей 5-7 лет при относительно малой развитости логико-понятийной стороны мышления обязывают строить процесс обучения в единстве конкретного и абстрактного, чувственно­эмоционального и логико-понятийного с опорой на чувственный (слуховой, речевой, двигательный, зрительный) опыт ощущений как основной.

При работе с музыкально-ритмическими движениями дети опираются на целостное восприятие музыкального произведения, отмечают характер и наиболее яркие средства выразительности. При обучении игре на музыкальных инструментах восприятие помогает ребёнку понять, осознать конечную цель, к чему он должен стремиться в своём исполнении.

В свою очередь, на полноту детского восприятия влияет исполнительская деятельность как наиболее активная. Практические навыки, приобретаемые в результате исполнительской деятельности, повышают мыслительную активность ребёнка. В результате взаимосвязи восприятия музыки и исполнительства у детей появляется желание самостоятельно выразить свои чувства, настроение в пении, ритмике, игре на инструментах, импровизировать несложные мелодии, ритмические попевки, комбинировать знакомые танцевальные элементы.

Музыкальное обучение должно быть более эмоциональным, творческим, понимаемым не только как потребность в усвоении готовых духовных ценностей, но и как потребность в самом процессе.

Исполнительство в форме пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах различно по своей природе, но все эти формы служат важным средством воспитания активного восприятия.

Ритмическое воспитание основано на сознательной передаче ритма музыки в простых разнообразных движениях, выполняя которые дети мысленно представляют тот или иной образ. Музыкально-ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке, служат важным средством развития эмоциональной отзывчивости, которая, в свою очередь, возможна только на основе восприятия.

Знакомство с музыкальными инструментами расширяет возможности приобщения детей к музыкальному искусству. Эта деятельность открывает перед ними мир звуков, их выразительность, прокладывает путь к музицированию и самостоятельному творчеству.

Постепенное накопление художественного опыта в результате тесной связи восприятия и исполнительской деятельности создают наиболее продуктивные предпосылки к развитию творческих способностей. По мере усложнения музыкальной деятельности возникает необходимость постижения детьми некоторых элементарных теоретических понятий.

Музыкально-теоретическая информация должна помочь им осмыслить музыкальную деятельность, обобщить полученный музыкальный опыт восприятия, исполнительства и творчества, он ни в коем случае не быть самодовлеющей. Необходимо, чтобы музыкально-образовательная деятельность входила в занятия как естественное звено музыкального обучения.

За период развития детей до 6 лет интенсивно формируется и претерпевает качественные изменения все основные психические процессы личности: мышление, восприятие, речь, память, внимание, воображение.

Важнейшим фактором развития ребёнка дошкольного возраста является его собственная активность. В исследованиях советских психологов (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплое, А.В. Запорожец, Т.К. Мухина, А.А. Люблинская и другие) отмечается значение практической деятельности детей, как ведущей в развитии психических процессов.

С возрастом, содержание мышления детей существенно меняется - развиваются логические формы, чему во многом способствует игровая продуктивная деятельность. Если в стадии раннего детства (от 2 до 4 лет) ребёнок знакомится с миром и окружающими его людьми преимущественно чувственно-эмпирическим путём (в опоре на ощущения), тогда как к 5-6 годам, по мнению Л. С. Выготского, решение определённых задач осуществляется детьми при помощи понятийного мышления, в опоре на образы и представления. Словесно-понятийное мышление начинает активно развиваться с включением речи. Дети широко применяют определение, делают первые обобщения, анализируют, сравнивают различные явления, устанавливают между ними связи, т.е. производят собственно логические операции.

Значительные изменения в дошкольном возрасте претерпевает и восприятие. Основной тенденцией в его развитии является переход от непроизвольного на ранних этапах, к произвольному в старшем возрасте. У младших дошкольников оно эмоционально и действенно, непосредственно. Ограниченно по содержанию. У старших определённую роль приобретает элемент истолкования, осмысления, осознания воспринимаемого, вследствие большей развитости логических форм мышления.

У младших дошкольников непроизвольность является единственным свойством памяти, внимания и воображения. В старшем дошкольном возрасте дети начинают управлять своим вниманием, в процессе развития продуктивных видов деятельности формируется преднамеренное воображение и произвольные формы запоминания.

Первоначальные слуховые и двигательные проявления ребёнка, связанные с музыкой, во многом приблизительные, неточные, служат предпосылкой к пению, к ритмике. Для певческой и музыкально­ритмической деятельности у детей ещё очень маленькие возможности. Движения их мало согласованы с музыкой, плохо координированы. Голосовые связки тонкие, короткие, колеблются лишь краями, и звук очень слабый. Вокальная мышца ещё не сформирована. Дыхание поверхностно, глубокие вдохи не доступны. Нет осознания художественно-образной сущности музыки. Она - лишь раздражитель, вызывающий приятные или неприятные ощущения.

Но постепенно, с возрастом, к 5-6 годам расширяется приобретаемый опыт, развиваются слуховые ощущения, происходит более активное включение в различные виды музыкальной деятельности. Существенную роль начинают играть логические понятийные формы мышления, анализ получаемых результатов. Так, в вокальном исполнении, создавая собственные мелодические попевки, ребёнок старается передать содержание литературного текста простыми выразительными интонациями. Возникает оценочное отношение к музыкальным произведениям, появляются любимые произведения. В 6 лет дети способны связано выразить свои музыкальные впечатления, определить не только общий характер произведения, но и отметить наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Они рассуждают, сравнивают различные явления. На этой основе дети способны проявлять своё воображение в песенном, игровом, танцевальном творчестве и усваивать простейшие элементы музыкальной грамоты.

Главной и развивающей формой деятельности дошкольного детства, в том числе и музыкальной деятельности, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир. В игре совершенствуется развитие его личности, представлений, понятий, умений и навыков. Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. В игровой форме ребёнок склонен к многократному повторению с удовольствием одних и тех же действий, что способствует более прочному запоминанию, обработке практических навыков, систематизации знаний.