Устройство валочной машины ВМ-4
Первой серийной машиной в СНГ, появившейся на лесосечных работах и способной производить направленную валку деревьев, была гусеничная, узкозахватная валочная машина флангового действия ВМ-4 на базе гусеничного трактора ТТ-4, производства Абаканского машиностроительного завода (РФ). Эта машина позволяла облегчить труд лесозаготовителей, заменяя трудоемкую и травмоопасную операцию механизированной валки на машинную. Фланговые рычажные валочные машины позволяли за один проход осваивать полосу леса шириной до 2,5 м. Они относятся к группе узкозахватных машин.
Валочные машины предназначены для срезания деревьев с корня и сталкивания их в заданном направлении. Машины ВМ-4, ВМ-4А, ВМ-4Б применяются в лесонасаждениях со средним объемом хлыста 0,5 м3 и более при сплошных рубках на лесосеках, где отсутствует жизнеспособный подрост или не требуется его сохранять. Для валки деревьев в насаждениях со средним объемом хлыста до 0,3 м3 выпускается малогабаритная валочная машина ВМ-55.
Машина ВМ-4 (рисунок 5.1) сконструирована на базе гусеничного трелевочного трактора ТТ-4. Она состоит из ходовой части 1 базового трактора и навесного технологического оборудования, установленного на раме трактора, и включает следующие основные узлы: механизм срезания дерева с подвеской 2, механизм направленного повала дерева 5, снегоочиститель, гидросистему, кабину 3 и ограждение кабины 4, а в машинах, оснащенных коником – технологический рычаг погрузки комля дерева 6. Валочную машину обслуживает один человек.
а)
б)
а – вид машины спереди; б – вид машины сзади:
1 – ходовая часть; 2 – механизм срезания деревьев; 3 – кабина;
4 – ограждение кабины; 5 – механизм повала деревьев;
6 – технологический рычаг; 7 – снегоочиститель
Рисунок 5.1 – Валочная машина ВМ-4
Технологический цикл валки деревьев машиной ВМ-4 складывается из следующих приемов: подъезд машины к дереву, наводка механизма срезания на дерево, наводка валочного рычага, спиливание дерева и его сталкивание. При работе машины с перекидыванием, кроме того, выполняется откидывание технологического рычага и происходит перекидывание комля дерева через машину. При снежном покрове высотой более 50 см снег расчищают около срезаемых деревьев для заглубления механизма срезания.
Подъезд машины к дереву выполняется с таким расчетом, чтобы валить дерево в направлении, наиболее удобном для последующей трелевки трактором. Направление подъезда машины определяется заданной технологией работы машины – без перекидывания комля дерева через машину или с перекидыванием.
При работе без перекидывания машина должна подъезжать параллельно стене леса. В этом случае спиленное дерево падает параллельно стене леса. При работе с перекидыванием машина подходит к дереву с небольшим поворотом (на угол 10–15°) со стороны вырубки. Этот маневр позволяет свалить дерево так, что между его вершиной и стоящими деревьями образуется проход шириной 2–3 м.
Механизм срезания дерева с подвеской 2 предназначен для обеспечения беззажимного срезания дерева и направленной его валки. Применяются цепные пильные механизмы с гидроприводом. Подвеска служит для крепления механизма срезания на машине и ориентации последнего относительно спиливаемого дерева.
Механизм срезанияв исходном транспортном положении находится над левой гусеницей. С помощью подвески он может быть выдвинут влево на расстояние 1 м и опущен вниз на 1,1 м. С учетом длины пильной шины общая ширина рабочей зоны составляет 2 м. Консольная пила механизма срезания оснащена пильной цепью ПЦУ‑30, которая имеет скорость резания 18,5 м/с, среднюю скорость надвигания 6–8 м/с и ширину пропила 24 мм. Максимальный диаметр срезаемого дерева 120 см.
Пильный механизм подводится к дереву так, чтобы высота пня была наименьшей – не более одной трети диаметра дерева в месте реза, а при срезании деревьев диаметром до 30 см – не более 10 см. Наведение пильного механизма обычно совмещается по времени с выдвижением механизма срезания.
К дереву машина подъезжает таким образом, чтобы расстояние между деревом и гусеницей составляло не менее 0,7 м. Механизм срезания выдвигается с расчетом, чтобы серединой пильной шины срезалась центральная часть дерева в плоскости спиливания. При этом зазор между корпусом механизма срезания и деревом должен быть не менее 15 см.
Находящийся в зоне наводки подрост и кустарник, который мешает нормальной работе машины и ухудшает обзорность, должен в процессе наводки отгибаться, а непосредственно у дерева — подминаться или срезаться.
Когда недопил станет не более 0,1 диаметра ствола дерева, пильный механизм оператором отводится в исходное положение, одновременно вводится в действие механизм направленного повала дерева 5 и валит дерево на технологический рычаг 6 либо на землю.
Механизм направленного повала деревапредставляет собой рычажно-телескопическую конструкцию, установленную на ограждении кабины оператора (рисунок 5.2).
1 – наружная балка; 2 – выдвижнаябалка; 3 – рычаг упора; 4 – тяга;
5 – поворотный рычаг; 6 – гидроцилиндр выдвижения балки;
7 – гидроцилиндр валки; 8 – опорная плита; 9 – ось
Рисунок 5.2 – Механизм направленного повала машины ВМ-4А
Механизм направленного поваласостоит из наружной 1 и выдвижной 2 балок, рычага упора 3, тяги 4, поворотного рычага 5 и гидроцилиндров выдвижения 6 и валки 7. Наружная 1 и выдвижная 2 балки телескопически установлены одна в другую. Наружная балка 1 закреплена шарнирно в кронштейне на правой стороне ограждения кабины и опирается своей опорой на плиту 8, по которой скользит во время валки дерева и отвода в исходное положение. При этом перемещение в горизонтальной плоскости наружной балки 1 осуществляется гидроцилиндром 7, головка штока которого крепится к проушинам балки 1, а задней крышкой – к кронштейну ограждения кабины.
Тяга 4, поворотный рычаг 5 и гидроцилиндр 6 обеспечивают кинематическую силовую связь между наружной 1 и выдвижной 2 балками механизма валки деревьев. Для обеспечения направленной валки деревьев в выдвижной балке 2 с помощью оси установлен упор 3, открывающийся под действием пружины при выдвижении балки 2 и утапливающийся в транспортное положение при возвращении балки 2 в наружную балку 1.
Работает механизм валки деревьев следующим образом: после остановки валочной машины около дерева балка 2 выдвигается гидроцилиндром 6 до упора рычага 3 в дерево, затем дерево предварительно поджимается балкой 2 с помощью гидроцилиндра 7 с последующей (после спиливания) валкой дерева этим гидроцилиндром.
Процесс спиливания деревьев должен быть четко взаимоувязан по времени и усилиям с приемом сталкивания. Если усилие нажатия приложено к дереву преждевременно, может произойти скол ствола или образоваться трещины. Если усилие нажатия запаздывает, возможен зажим пилы и падение дерева в произвольном направлении.
В связи с вышеизложенным выдвижение валочного рычага должно производится одновременно с наводкой механизма срезания на дерево. Оно заканчивается касанием дерева рычагом и внедрением шипов в кору.
Угол поворота балок относительно оси 9 составляет не более 22° и они могут выдвигаться влево от машины на 1,9 м создавая усилие до 24,6 кН. Усилие прикладывается к дереву на высоте 3 м от опорной поверхности гусениц. Минимальный валочный (опрокидывающий) момент равен 75 кН·м.
Технологический рычаг 6 (рисунок 5.1) служит для перекидывания комля дерева через машину и шарнирно крепится к раме базового трактора. Рычаг имеет два положения – транспортное и рабочее. Грузоподъемность технологического рычага составляет 3 тонны. При перекидывании комля дерева через машину технологический рычаг опускается на землю. Это делается одновременно с наводкой механизма срезания и выдвижением валочного рычага. Дерево падает на рычаг комлевой частью – на расстоянии 1,4–1,6 м от комлевого среза. После перевода механизма срезания и механизма повала дерева в исходное положение включается цилиндр технологического рычага и комель дерева переносится через машину. Расстояние, на которое перекидывается комель, составляет 4,5–5 м, что вполне достаточно для следующего прохода машины.
Снегоочиститель 7 (рисунок 5.1) установлен впереди кабины и срезающего механизма и представляет собой выдвижной отвал, уп-равляемый с помощью гидроцилиндра. При высоте снежного покрова до 50 см механизм срезания заглубляется за счет уплотнения снега при опускании и наводке механизма срезания. При высоте снежного покрова более 50 см очиститель расчищает траншею, в которую затем опускается пильная шина. Поворот пильной шины и срезание дерева происходит под снегом.
Ограждение кабины 4 (рисунок 5.1) защищает кабину оператора сверху и сзади, обеспечивает его безопасную работу, и является основанием для крепления механизма направленного повала деревьев.
Однако, валочная машина имеет целый ряд существенных недостатков.
Отсутствие гидроманипулятора (узкозахватность) приводит к тому, что при производстве работ машина вынуждена подъезжать к каждому дереву, что ведет к уничтожению подроста и увеличивает время рабочего цикла.
Вследствие небольшой энергоемкости процесса валки деревьев экономический эффект от применения валочных машин в чистом виде крайне незначителен, а с учетом экологических последствий часто отрицательный.
Использование валочных машин экономически не эффективно из-за ее низкой производительности по сравнению с многооперационными машинами, а себестоимость заготовки леса с их помощью значительно выше, чем при применении бензиномоторных пил.
Из-за перечисленных недостатков применение валочных машин на лесосечных работах сокращается, но они могут использоваться для разрубки просек при строительстве дорог, линий связи и электропередач, в условиях техногенного загрязнения лесов и в зонах стихийных бедствий.
В настоящее время в РФ выпускается универсальная малогабаритная валочная машина ВМ-55 (рисунок 5.3).
Рисунок 5.3 – Валочная машина ВМ-55