Матрица Игоря Ансоффа

Пример построен не в формате матрицы, а в формате, который наиболее удобен для оценки источников роста по матрице Игоря Ансоффа.

Оценку источников роста по Ансоффу всего проводить с помощью таблиц, оценивая каждую стратегию Ансоффа по ряду параметров.

Каждому параметру присваивается «зеленая», «желтая» или «красная» метка, которые означают целесообразность использования стратегии для анализируемого товара и рынка компании.

Чем больше «зеленых» меток, тем выше потенциал в реализации стратегии

Чем больше «красных меток», тем ниже вероятность успешной реализации стратегии

Оценку стратегий роста рекомендуется проводить именно в указанном порядке, что устанавливает приоритетность в их реализации. Логика такой приоритетности следующая: компания должна идти по пути наименьших затрат и наименьшего сопротивления, а соответственно:

1. сначала искать пути роста бизнеса на существующем рынке с существующим товаром

2. затем рассматривать возможности распространения успеха существующего товара на новом рынке

3. затем искать ниши для новых продуктов на текущих рынках

4. и уже в самом конце рассматривать варианты диверсификации бизнеса

Первый шаг: Рассмотрите возможность реализации стратегии проникновения

Стратегия проникновения заключается в том, чтобы получать более высокий доход за счет существующих потребителей, продавая им текущий товар.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Есть ли возможности и перспективы роста на текущем рынке компании?» необходимо оценить:

1. темп роста рынка

2. уровень потребления товара

3. частоту использования товара

4. уровень дистрибуции (покрытия) товара

5. уровень знания товара компании

6. экономию на масштабе при росте продаж

7. уникальность товара компании (в сравнении с ключевыми конкурентами)

8. возможности осуществления высоких инвестиций

Пример оценки возможности реализации стратегии проникновения:

Второй шаг: Рассмотрите возможность реализации стратегии развития рынка

Стратегия развития рынка заключается в том, чтобы распространить успех текущего товара на новых рынках. При этом, новыми рынками могут быть как новые географические территории, так и новые группы потребителей.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Сможет ли компания выйти с текущим товаром на новые рынки?» необходимо оценить:

1. успех компании в текущей деятельности

2. интенсивность внутри отраслевой конкуренции нового рынка

3. силы входных барьеров на новом рынке

4. темпы роста нового рынка

5. уникальность товара (в сравнении с ключевыми конкурентами нового рынка)

6. возможности осуществления высоких инвестиций

Пример оценки возможности реализации стратегии развития рынка:

Третий шаг: Рассмотрите возможность реализации стратегии развития товара

Стратегия развития товара заключается в том, чтобы увеличить долю текущего рынка а счет выпуска новых продуктов. При этом, новым товаром может быть: усовершенствованные товар, товар в новой упаковке, товар в новом объеме или абсолютная новинка.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Сможет ли компания успешно расширить ассортимент товаров на текущем рынке?» необходимо оценить:

1. темпы роста и величину текущего рынка

2. конкурентоспособность текущего товара

3. внутри отраслевую конкуренцию (см. Пример анализа пяти конкурентных сил модели Майкла Портера

4. угрозы входа новых игроков

5. инновационность текущего рынка

6. Уровень обновления ассортимента и появления новинок у ключевых конкурентов на текущем рынке

Пример оценки возможности реализации стратегии развития товара:

Четвертый шаг: Рассмотрите возможность реализации стратегии диверсификации

Стратегия диверсификации заключается в том, чтобы обеспечить рост компании за счет открытия новых направлений бизнеса на новых рынках.

Для того, чтобы ответить на вопрос «Есть ли необходимость у компании в диверсификации портфеля?» необходимо оценить:

1. Темпы роста текущих рынков компании

2. конкуренцию на текущих рынках

3. инвестиционные возможности компании

4. уровень компетенции компании

5. конкурентоспособность текущих товаров

Пример оценки возможности реализации стратегии диверсификации:

Объедините результаты анализа в сводном виде и разработайте направления работ

Последним этапом анализа является обобщение результатов. Объедините все результаты анализа в одну таблицу. Посмотрите на картину в целом. Опишите шансы компании в реализации каждой стратегии, разработайте ключевые направления работ.

Подробные действия в части развития ассортимента, дистрибуции, рекламной поддержки, работы с потребителями приведены в статье: Матрица Игоря Ансоффа: подробное описание стратегий