Лабораторная работа №1. Построение диаграммы бизнес-процессов (activity diagrams)

Количество часов: 4

Цель работы:

 

Изучить предметную область. Спроектировать с учетом особенностей данной предметной области диаграмму бизнес-процессов (activity diagrams), используя Case-средство Ramus.

 

Рабочее задание:

 

Используя средство проектирования Ramus, отобразить на диаграммах процессы предметной области и произвести декомпозицию.

 

Описание предметной области:

 

Сервисный центр «Мега» — организация, занимающаяся оказанием услуг по сервисной поддержке и обслуживанию цифровой и компьютерной техники. Основное направление его деятельности включает предторговый, гарантийный и послепродажный ремонт, а также обслуживание по установке технического и программного обеспечения.

Оформлением в ремонт и выдачу уже отремонтированной техники в сервисном центре занимается секретарь центра. Ремонт техники осуществляет мастер по ремонту.

При оформлении техники в ремонт, секретарь заполняет заявку на ремонт. В ней указывается: информация о клиенте (фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, контактный телефон, паспортные данные, вид и наименование техники, перечень неисправностей).

Секретарь регистрирует заявку в журнале заявок, присваивая ей номер и указывая дату приема техники в ремонт. Образовавшийся номер присваивает технике и наклеивается на корпус техники. Секретарь, вместе с клиентом, осматривает технику на наличие физических повреждений. Это необходимо для того, чтобы не возникли проблемы при возврате техники.

Копию заявки также приклеивают к корпусу техники, и передают вместе с документами (пакет документов, оформленный при продаже) и гарантийным талоном в мастерскую. Оригинал заявки заказчик оставляет у себя.

Техника передается мастеру центра «Мега», который, находясь на своём рабочем месте, знакомится с предоставленным пакетом документов, гарантийным талоном, заявлением. Просматривает «список неисправностей», указанных заказчиком.

Мастер проводит диагностику техники для определения неисправностей. Также мастер должен определить, является ли случай гарантийным.

Если в результате диагностики, выявлена неисправность и сделано заключение, что данная поломка произошла не по вине заказчика, а из-за производственного брака (или по другой причине), то мастер извлекает не исправную деталь и заполняет требование на закупку (поставку) детали. В требовании указывается серийный номер детали, полное наименование, номер гарантии.

Требование просматривается, подписывается директором сервисного центра и, далее, секретарь регистрирует требование в журнале требований на комплектующие и отправляет представителю производителя данной техники, который и предоставляет на нее гарантию.

Кроме требования, в ЗАО СКЦ, отправляются все не исправные детали в сопровождении отчета с подробной характеристикой каждой детали.

На основании требования, сервисный центр из ЗАО СКЦ, в лице директора или, непосредственно мастера по ремонту, получает комплектующие, необходимые для продолжения ремонта, со всеми сопровождающими документами (требование-накладная). Если поступившие комплектующие и расходные материалы не соответствуют оформленному заказу, их отправляют обратно на склад СКЦ с пометками в требовании-накладной.

Получив необходимые детали, мастер устанавливает новую деталь, затем снова проводит диагностику работы техники. После окончания ремонта, мастер восстанавливает пломбы, составляет акт сдачи – приемки работ, где перечисляет виды работ или услуг и срок их выполнения, и основываясь на утвержденные текущие прайс – листы, проставляет стоимость этих работ (услуг).

Отремонтированная техника и акт сдачи/приемки работ с окончательным расчетом передается заказчику. Заказчик осматривает технику.

Если не возникает никаких претензий по поводу проведенного ремонта, заказчик расписывается в акте, получает его копию, подтверждающую продление срока гарантии.

Если у заказчика появляются претензии по внешнему виду или по результатам проведенного ремонта, то данная претензия оформляется документально, записывается в книгу жалоб, и либо устраняется, либо возмещается за счет сервисного центра.

Если выявлен не гарантийный случай, то данный факт сообщается заказчику. И заказчик может забрать технику без проведения ремонта, с результатами проведенной диагностики, или согласиться на ремонт, за счет своих средств. После проведения платного ремонта, заказчик оплачивает стоимость проведенных работ, расписывается в акте, получает его копию, с восстановленным сроком гарантии (гарантия в данном случае, дается непосредственно сервисным центром), получает квитанцию.

Вид разрабатываемых диаграмм приведен на рисунках 1.1. – 1.5.

 


Порядок выполнения работы:

 

 

1. Запустить программу Ramus.

2. Указать автора и названия проекта и модели. Например, «Проект работы сервисного центра», «Лабораторный практикум».

3. Указать «Используется в» - ПГУ.

4. Дать описание «Лабораторный практикум по дисциплине "Программная инженерия"».

5. Список классификаторов оставить пустым. Нажать кнопку «Окончить». Появится пустая диаграмма.

 

Разработка контекстной диаграммы:

6. Используя режим функциональных блоков, разместите на пустой диаграмме блок с названием «Сервисная поддержка и обслуживание цифровой и компьютерной техники» и типом функционального блока «Процесс».

7. Используя режим работы со стрелками, разместите на диаграмме стрелки входа, выхода, управления и механизмов, которые будут отображать информацию или документы, необходимые для выполнения всего процесса. (Рисунок 1.1. – Основная (контексная) диаграмма А0). Сохранить диаграмму в свою папку под определенным именем.

 

 

Рисунок 1.1.


Декомпозиция процесса на под-процессы:

8. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать диаграмму А0 на три под-процесса: «Оформление заявки», «Обслуживание и ремонт техники» и «Составление отчетности по проделанной работы». Тип новой диаграммы: Простой. Количество функциональных блоков: 3.

 

 

Рисунок 1.2.

 

9. На полученной дочерней декомпозиции разместить стрелки и их взаимосвязи с функциональными блоками так, как изображено на рисунке 1.3.

 

 

Рисунок 1.3.

 

10. Следующим этапом разработки процесса – декомпозия трех функций диаграммы А0.

11. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать функциональный блок А1 «Оформление заявки» на четыре под-процесса: «Заполнение заявки на ремонт», «Осмотр техники», «Определение сроков ремонта» и «Регистрация заявки». Тип новой диаграммы: Простой. Количество функциональных блоков: 4.

12. На полученной декомпозиции разместить стрелки и их взаимосвязи с функциональными блоками так, как изображено на рисунке 1.4.

13. Для прорисовывания стрелки «Техника», необходимо создать новую стрелку, ввести название и откорректировать появившийся туннель. Щелкнув по туннелю правой клавишей мыши, необходимо установит параметр туннеля «Обозначить туннель круглыми скобками». Данный вид обозначения говорит о том, что проектировщик считает появление данной стрелки только с данного уровня диаграммы. Квадратные скобки обозначают, что стрелка была пропущена на уровне выше. Аналогичным образом спроектировать стрелку «Запись в журнал».

 

Рисунок 1.4.

14. Примечание. Функциональные блоки, не подвергшиеся декомпозиции, имеют в своем изображении косую черту. При декомпозиции данная черта исчезает.

15. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать функциональные блоки А2 «Обслуживание и ремонт техники» и на А3 «Составление отчетности о проделанной работе» аналогичным способом так, как изображено на рисунках 1.5 и 1.6.

16. На уровне А2 «Обслуживание и ремонт техники» нет необходимости указывать стрелки «Устав сервисного центра» и «Законодательство РФ». Поэтому их можно удалить, но при этом, вернувшись на уровень вверх, забрать получившиеся туннели в круглые скобки.

 

Рисунок 1.5.

Рисунок 1.6

17. К данному моменту лабораторного практикума была произведена декомпозиция нулевого (ветка А0) и первого уровня (ветка А1, А2 и А3). Для полноты описания процесса, необходимо произвести дополнительную декомпозицию.

18. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать функциональный блок А21 «Диагностика техники» (рисунок 1.7.)

Рисунок 1.7.

 

19. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать функциональный блок А23 «Выполнение работ (по ремонту или обслуживанию)» (рисунок 1.8.).

20. Используя переход к дочерним диаграммам, декомпозировать функциональный блок А24 «Оформление возврата отремонтированной техники» (рисунок 1.9.).

 

 

Рисунок 1.8.

 

 

Рисунок 1.9.

21. Для наглядного рассмотрения взаимосвязи функциональных блоков, в ПО Ramus можно построить дерево функций. На основе такого построения проектировщик может четко определить состав функций для автоматизации и включить их в функционал разрабатываемого программного обеспечения.

22. Для построения дерева, выбрать пункт меню Окна – Показать окно – Модели и выполнить команду Развернуть дерево (рисунок 1.10).

 

 

Рисунок 1.10 – Полное развертывание

 

Рисунок 1.11 – Краткое развертывание

 

23. Для более удобного просмотра полученных моделей, можно использовать функцию ПО Ramus: Сервис – Открыть проект в веб-браузере (рисунок 1.12). Щелкнув по названию модели, можно посмотреть свою модель в развернутом виде, можно переходить по уровням вверх и вниз, а также получить версию для печати (данный сервис можно использовать для оформления отчета по лабораторному практикуму).

 

Рисунок 1.12

 

24. По окончании выполнения лабораторной работы, и ее защиты, статус диаграмм меняется с «Разрабатывается» на «Публикация».

Общие сведения:

 

Программное обеспечение Ramus предназначено для использования в проектах, в которых необходимо описание бизнес-процессов предприятия и (или) создание систем классификации и кодирования.

Ramus полностью поддерживает методологию моделирования бизнес-процессов IDEF0 и DFD, а так же имеет ряд дополнительных возможностей призванных удовлетворить потребности команд разработчиков систем управления предприятиями или программного обеспечения.

Ramus позволяет создавать графические модели бизнес-процессов согласно правил синтаксиса IDEF0, используя собственный графический редактор.

Кроме того, Ramus позволяет создавать систему классификации и кодирования всех объектов, которые фигурируют в бизнес-процессах предприятия и увязывать эту систему с графическими моделями бизнес-процессов.

Ramus обладает гибкими возможностями построения отчётности по графических моделях бизнес-процессов и системе классификации и кодирования. Данная возможность позволяет создавать отчётность в форме документов, которые регламентируют деятельность предприятия. Например: регламенты процессов и должностные инструкции. При чём, данная регламентирующая документация, будучи автоматически генерируемой из моделей процессов и системы классификации и кодирования, носит системный и непротиворечивый характер, что критически важно при построении систем управления предприятиями.

Важно, что Ramus позволяет просматривать содержимое проектов через веб-интерфейс. Это упрощает коммуникации между разработчиками и пользователями систем управления, созданными с использованием возможностей Ramus.

Контрольные вопросы:

1. Для чего предназначены Case - средства?

2. За что в диаграммах отвечают функциональные блоки и стрелки?

3. Назовите типы функциональных блоков? Типы стрелок? В каких целях используются туннели?

4. Цель построения дерева функций?

Составление отчетов:

Студенту необходимо продемонстрировать умение работы с Case - средствами.

Показать выполненное задание преподавателю. Ответить на контрольные вопросы.

Оформить отчет.