В ком знания нет, тот в себя погрузиться не может; без собранной мысли не может и знания быть. Тот близок к Нирване, в ком собранность мысли и знание есть.

Нирваны пустоту познавший Бхикху и разум усмиривший свой, изведал нелюдскую радость, узрев Учения свет ясный.

Бессмертных он наслаждение и счастье разделяет всякий раз, как мысль его круговорот и смену каждой вещи преходящей в этом мире созерцает.

Четыре вещи положил в основу жизни мудрый Бхикху: над чувствами своими власть и удовлетворенность, и соблюдение положенных Ученьем правил, и благородная компания друзей, чей образ жизни неизменно чист.

Да будет Бхикху добр, радушен и учтив; тогда от сердца радостного полноты положит он конец страданью.

И как жасмин увядшие цветы роняет, так и Бхикху отбросит ненависть и вожделенье.

Спокойного в поступках и в речах, и в разуме своем отвергнувшего всяк мирской соблазн — такого Бхикху “безмятежным” назовем.

И бдительный, и пробужденный, себе пусть будет Бхикху неусыпный страж и попечитель, и жить он будет счастливо.

Воистину, сам человек — себе защита и приют. Умей же управлять собою, как торговец — скакуном породы чистой.

Исполненный радостной веры в Учение Будды, Бхикху мира совершенного достигнет, прекращения рождений на земле.

И Бхикху, юный, преданный Ученью Будды, мир озаряет, как луна, что вышла из-за туч.

Здесь есть, среди всего прочего, совет всегда быть благожелательным. Не нужно усматривать в нем один из тех избитых советов, какие обыкновенно дают друг другу люди. Здесь все гораздо интереснее — поясню — “Будь всегда доброжелательным, и ты избавишься от страданий, будь всегда доволен и счастлив, и сам начнешь источать вокруг себя это тихое счастье”.

Замечательно то обстоятельство, что деятельность органов пищеварения крайне болезненно реагирует на проявления дурного расположения духа, как внутренние — склонность во всем выискивать недостатки, недоброжелательность, желчность, так и внешние — злоязычие, например. Ничто так не расстраивает пищеварительные функции, как подобные проявления, и здесь получается порочный круг: чем сильнее расстройство пищеварительной системы, тем более в человеке недоброжелательности, скептицизма, недовольства жизнью, людьми, обстоятельствами. Есть определенная безысходность в таком положении. И против него только одно лекарство: решительно порвать с такими настроениями, полностью запретить себе поддаваться им, и, постоянно следя за собой, придерживаться всепонимающего благожелательного отношения ко всему и ковсем. Попробуйте жить по этому правилу и увидите, что вам станет лучше.

22 августа 1958 г.

XXVI