Дипломная работа

Тема

Осуществление принципа индивиду­ализации обучения на уроках англий­ского языка

Способы осуществления личност-но ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материа­ле преподавания английского языка) Объект

Процесс обучения английскому язы- Процесс личностно ориентирован-
ку с использованием индивидуально- ного обучения иностранному
го подхода к учащимся языку

Предмет

Индивидуализация как средство по- Индивидуальные формы работы
вышения эффективности процесса учителя с учащимися как способ
обучения английскому языку реализации принципов личност-

но ориентированного обучения. (Можно сформулировать предмет иначе, например:Границы приме-- нения учителем индивидуальных форм работы с учащимися в про­цессе личностно ориентированно­го обучения.)

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и прак­
тике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Написание раздела «Актуальность темы» с указанием основ­
ных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источ­
ников по теме исследования.

9. Написание раздела «Анализ литературы по теме исследова­
ния», в котором представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

б) общепедагогические положения и знания из смежных наук,
характеризующие объект исследования;

в) дидактические положения;

г) методические положения;

д) психологические положения.


10. Написание раздела «Выводы по результатам анализа лите­
ратуры».

11. Разработка разных способов решения выделенной пробле­
мы.

12. Определение оптимального пути решения проблемы.

13. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимен­
та {планирование, разработка методики, подготовка оборудования,
планов-конспектов уроков, воспитательных мероприятий, дидакти­
ческих тестов
и т.д.)1.

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получе­
ния представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем,
иллюстраций, формулирование выводов.

16. Написание раздела «Констатирующий эксперимент».

17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента {пла­
нирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения
за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений,
и т.д.) с целью проверки предположения.

18. Проведение и анализ обучающего эксперимента {протоколы
наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед
и т.д.).

 

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диа­
граммах, рисунках
и т. д., формулирование выводов и рекомендаций
{если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.

20. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в
котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего
эксперимента, условия его протекания, характеристика участни­
ков и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и после­
довательность проведения разработанных занятий {учебных или вос­
питательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение обучающего эксперимента {если возни­
кает необходимость).

22. Компоновка подготовленных текстов в главы.

23. Написание выводов к главам.

24. Составление заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстра­
ций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

Повторим еще раз: в целом дипломная работа рассматривается как логическое продолжение курсовой, основные идеи и выводы

1 Курсивом выделены пункты, относящиеся к таким работам (а их большин­ство), которые выполняются в области дидактики, теории воспитания, методи­ки преподавания учебных предметов и носят прикладной характер.


которой заново осмысливаются, обогащаются новыми фактами, результатами наблюдений и опытов.

Вместе с тем дипломная работа — это результат самостоятель­ного исследования на фактическом материале, полученном в ходе нового педагогического эксперимента или дополнительного, бо­лее глубокого изучения и осмысления источников.

Сходство и различия курсовых и дипломных работ
Курсовые Дипломные

Объем

1 п. л. (24 страницы машинописного 2 п. л. (48 страниц машинописного
текста) текста)

План

Простой (выделение пунктов) Сложный (выделение глав, парагра-

фов)

Опытно-экспериментальная работа

Констатирующий эксперимент (наб- Констатирующий эксперимент людение, описание, анализ и вы- Формирующий эксперимент воды) или фрагмент формирующего эксперимента

Анализ теоретических источников по теме исследования

Не менее 20 источников. Анализ Более 20 источников. Анализ обще-общепедагогической, дидактиче- педагогической, дидактической, ме-ской, методической литературы методической литературы и педа­гогического опыта; анализ литера­туры по истории педагогики, психо­логии

Изучение проблемы

Общие подходы к ее разрешению Характеристика общих подходов

и разработка конкретного решения

Выдвижение гипотезы
Описательная Объяснительная

Характер опытно-экспериментальной работы

Подбор фактов для доказательства Подбор фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне гипотезы на теоретическом уровне

Уровень обобщения

Обобщение результатов непродол- Обобщение результатов длитель-
жительного наблюдения за школь- ных наблюдений за школьной жизнью,
ной жизнью (носит эмпирический результатов наблюдений за работой
характер) педагогов-мастеров

и результатов собственного опыта (носит более широкий, теоретиче­ский характер)


Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполне­ния курсовой студент может ограничиться констатирующим эк­спериментом, он использует методы, связанные с опросом уча­щихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюде­ние и др.

При выполнении студенческих работ наиболее часто приме­няются методы наблюдения, анкетирования и эксперимент. Об­щее представление о них было изложено в главе 3. Целесообраз­но, однако, вернуться к ним в контексте учебно-исследователь­ской работы студентов. Важным и наиболее распространенным видом сбора информации является наблюдение. Наблюдение по­зволяет получить «срез» знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. Наблюдение может быть различным: неструктурированное (когда отсутствует детальный план на­блюдения, определены лишь общие черты ситуаций); структу­рированное (имеются детальный план наблюдения, инструк­ция, достаточная информация об объекте); системное, несис­темное. Интересные результаты можно получить при включен­ном наблюдении, когда исследователь работает или непосред­ственно участвует в ее жизни. Это, например, работа в летнем оздоровительном лагере, где исследование проводится в есте­ственных условиях.

Выделяют следующие этапы подготовки и проведения педаго­гического наблюдения[17]:

- выбор объекта, определение цели наблюдения;

- составление плана наблюдения, подготовка документов, в
том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблю­
дателю и оборудования для наблюдений (аппаратура);

- сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);

- обработка и оформление результатов наблюдения;

- анализ результатов и выводы наблюдения.

Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и позволяло делать заключения и выводы, результаты наблюде­ний следует фиксировать в протоколах наблюдений, таблицах, стенограммах, магнитофонной или видеозаписи, дополнениях к конспекту уроков либо каким-нибудь другим образом. Форма протокола наблюдения может быть свободной, но в нем обяза­тельно должны быть указаны: дата наблюдения, наблюдаемые объекты, учебное заведение, номер учебной группы или фами­лия учащегося, а также преподавателя, тема урока, содержа­ние и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. В про­токоле отмечаются ход занятия, продолжительность его этапов, действия преподавателя, действия учащихся, замечания и ком­ментарии.


Например.

Цель: определить активность учащихся на различных этапах урока.

Дата__________

Школа № г.

Класс ученик (ученица)
Преподаватель    
Тема урока: (Фамилия, инициалы)

Этапы урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление изу­ченного материала, инструктаж по домашнему заданию.

Активность учащегося на уроке: поднимает руку, чтобы ответить, внима­тельно слушает, тщательно выполняет задания, задает вопросы — уточня­ющие, проблемные.

Примечания.

Среди опросных методов наиболее распространено анкетиро­вание. Оно предполагает самостоятельное заполнение анкеты рес­пондентами. Возможно индивидуальное и групповое, очное и за­очное анкетирование. Важным этапом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария и, в част­ности, анкет. Анкета — это объединенная исследовательским за­мыслом система вопросов, направленных на выявление количе­ственных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты — дело сложное, трудоемкое, требующее профессиональных навыков. Только соблюдая определенные ус­ловия при ее составлении, можно получить объективные характе­ристики объекта исследования.

1. Вопросы анкеты следует четко формулировать, чтобы они
были понятны респондентам.

2. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы не пре­
вышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых;
не вызывать отрицательных эмоций и не задевать самолюбия рес­
пондентов; не навязывать чужое мнение; не допускать слишком
большой вариативности ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, они группируются по тематическим блокам. Вопросы, различающиеся по содержанию:

а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений,
пожеланий, суждений, планов);

б) о фактах поведения (направленные на выявление поступ­
ков, результатов деятельности, поведения);

в) о личности респондента («паспортичка», дающая характе­
ристику личности респондента).

Вопросы, различающиеся по форме:

а) вопросы закрытые (дается перечень вариантов ответов);

б) открытые (вписать самостоятельно сформулированный от­
вет);


в) полуоткрытые (возможность выбора предложенных вариан­тов ответа сочетается с возможностью свободно сформулировать и вписать ответ).

Полуоткрытые вопросы используются тогда, когда исследова­тель не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть альтернативными и неальтерна­тивными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возмож­ность выбора респондентами только одного варианта ответа. На­пример: да, участвую; нет, не участвую. Неальтернативные закры­тые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариан­тов ответа. Например: «Какой литературой вы пользуетесь при подготовке к семинарам: учебником, монографией, статьями жур­налов и газет, методическими пособиями, документами, касаю­щимися образования?»

Вопросы могут быть прямыми и косвенными. Прямые вопросы требуют однозначного ответа, который, как предполагается, по­зволит судить о том, как относится респондент к чему-либо', на­пример: «Нужны ли учителю общепедагогические знания в по­вседневной работе?» На самом деле с помощью подобных вопро­сов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает, по его мнению, правильные ответы, которых, как он думает, от него ждут.

Истинное отношение с большей достоверностью можно вы­явить с помощью косвенных вопросов. Например: «На что вы опи­рались, преодолевая трудности, возникавшие в ходе педагогичес­кой практики?» И тут выясняется, что к общепедагогическим зна­ниям сам студент, выступая в роли учителя, не прибегал. Во мно­гих случаях ответ на прямой вопрос не находит подтверждения в ответе на вопрос косвенный.

Вопросы различаются также по функциям. Основные вопросы на­правлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы нацелены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторые из них. Контрольные вопросы применяются для провер­ки соответствия ответов действительности.

Для анкетирования важно и композиционное построение ан­кеты.

В первой ее части содержится обращение к респонденту, где должны быть ясно изложены цели и задачи исследования, объяс­нен порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, об этом сообщают респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. При этом в начале располагаются более простые, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшее их восприятие.


В конце анкеты, как правило, приводятся краткие сведения о респонденте. Принято также выражать благодарность ему за труд по заполнению анкеты.

Более полную информацию о методах эмпирических исследо­ваний можно получить в главе 4 этой книги, а также в следующих источниках: [3; 14; 15; 17].

В дипломной работе не всегда удается ограничиться констати­рующим экспериментом. Чаще всего используется эксперимент фор­мирующий. Суть его заключается в том, что явления и процес­сы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и
задач.

2. Создание программы эксперимента.

3. Разработка путей и способов фиксирования его результатов.

4. Осуществление эксперимента.

5. Количественная и качественная обработка результатов.

6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование вы­
водов.

Не останавливаясь подробно на всех этапах, обратим внима­ние на то, что вызывает особые затруднения.

Успех педагогического эксперимента во многом зависит от того, как разработана программа, насколько осознано педагогом то, что он собирается осуществить. Будущие учителя, осваивающие иссле­довательскую деятельность, могут взять за основу общую структу­ру программы эксперимента, разработанную А. С. Сиденко.

Программа эксперимента

 

Пункт программы Содержание Вопрос для ответа
1. Педагоги­ческая цель Ожидаемый результат педагогической дея­тельности, выражен­ный в позитивных из­менениях, появивших­ся у учащихся благо­даря эксперименталь­ной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хоти­те воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите раз­вить? Какие изменения в зна­ниях и умениях ученика наме­рены получить?
2. Цель экспе­римента Ожидаемый результат деятельности экспери­ментатора, выражен­ный в получении нового Что вы хотите разработать и ап­робировать? Что (какие экспе­риментальные разработки) бу­дете внедрять в учебный про-

Окончание табл.

 

Пункт программы Содержание Вопрос для ответа
  знания о педагогиче­ской действительно­сти цесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.?
3. Гипотеза Логически обоснованное предположение Что предполагаете? В чем сос­тоит совокупность педагогиче­ских действий, направленных на достижение цели? Что буде­те проверять?
4. Диагности­ческий инст­рументарий Средства оценивания результатов экспери­мента: контрольные работы, анкеты, тес­ты, стенограммы уро­ков С помощью чего будет осуще­ствляться контроль за результа­тами? С помощью какого типа задач или заданий для учащих­ся будет проверяться результа­тивность эксперимента?
5. Критерии оценки ожи­даемых ре­зультатов Признаки, на основа­нии которых произво­дится оценка эффек­тивности эксперимен­тальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащих­ся будет оцениваться результа­тивность экспериментальных материалов? Как вы предпола­гаете их фиксировать, диагно­стировать, какие изменения произошли в сознании учащихся?

Особые затруднения вызывает определение признаков, свиде­тельствующих об изменениях объекта исследования, способов их фиксации и применения.

Для изменения признаков, характеризующих изменения в изу­чаемом объекте, предлагаются следующие действия (см. [1]):

- принять некоторые теоретические положения измеряемого
свойства и разработать соответствующие показатели;

- разработать методики сбора информации о проявлении дан­
ного свойства у каждого испытуемого;

- определить нормы первичной оценки по некоторой системе
ранговых баллов;

- составить матрицы описаний (ранговые оценки или протоко­
лы наблюдений).

Например:

 

№ п/п ученика Оценки за выполнение творческих заданий

 

№ п/п ученика Оценки за выполнение творческих заданий
   

Примечание:

2 — задание выполнено полностью; 1 — задание выполнено частично; О — задание не выполнено.

Протокол наблюдений может иметь и такой вид:

 

Признак измерения______ " ______------ " Объект измерения
1.          
2.          
3.          
           

В этом случае признаку необходимо дать операциональное оп­ределение, тогда и протокол будет выглядеть так:

 

Результаты экспериментального обучения учащихся выявлению проблем и постановке проблемных вопросов
№ п/п ученика Анализ проблемной ситуации Выделение противоречия между имею­щимися у учащихся знаниями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы Формулирование проблемного вопроса
+ - -
+ + +
+ + +
- - -

Полученные в ходе педагогического эксперимента данные под­вергаются качественной и количественной обработке.

Подробнее смотрите в источниках: [1; 2; 5; 6; 16; 17].

Окончательно оформленная дипломная работа подписывается автором и консультантом и представляется студентом руководи­телю.

Желательно сделать это не позднее чем за три недели до начала государственных экзаменов.

Дипломная работа вместе с отзывом руководителя передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов


решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соот­ветствующую пометку в тексте дипломной работы.

В Положении об итоговой государственной аттестации выпуск­ников [18] отмечается, что к итоговому междисциплинарному экзамену и защите выпускной квалификационной работы допус­каются лица, завершившие полный курс обучения по одной из программ и успешно прошедшие все предшествующие аттестаци­онные испытания, предусмотренные планом.

Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию.

В рецензии на дипломную работу отмечаются:

- актуальность темы;

- полнота и обстоятельность изложения поставленной пробле­
мы;

- эффективность использования избранных методов для реше­
ния проблемы;

- достижение поставленной цели;

- практическая ценность и возможность использования полу­
ченных результатов.

Примерный порядок защиты дипломной работы выглядит сле­дующим образом.

Студент делает краткое сообщение (не более 15 мин), в кото­ром характеризует цель, задачи, предмет и методы исследования, а также его гипотезу и результаты, обосновывает выводы, отме­чает практическую значимость своей работы.

Затем студент отвечает на вопросы, которые могут быть зада­ны не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Зачитываются отзыв руководителя и рецензия. Автор диплом­ной работы дает разъяснение по поводу сделанных замечаний. После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять уча­стие все желающие.

В заключение автор получает возможность в кратком выступле­нии дать необходимые справки, привести дополнительные мате­риалы.

Решение государственной аттестационной и экзаменационной комиссий принимается на закрытом заседании простым большин­ством голосов участников заседания. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

Литература

1. Битинас Б. Измерения в педагогическом исследовании // Советская
педагогика. — 1972. — № 7.

2. Битинас Б. О многомерном подходе к анализу педагогических явле­
ний // Советская педагогика. — 1970. — № 6.


 


 

3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И.Жу­
равлева. — М., 1988.

4. Виноградова Н. А. Методические рекомендации по выполнению пись­
менных работ. — М., 1998.

5. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и пси­
хологии. — М., 1976.

6. Грабарь М.М., Краснянская К. А. Применение математической статис­
тики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.,
1977.

7. Дипломные работы: Метод, пособие / Отв. ред. С.А.Козлов. — М.,
1996.

8. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура
педагога // Магистр. — 1991. — № 1.

9. Краевский В. В. Научное исследование в педагогике и его основные
характеристики // Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.,1998.

 

10. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. — Са­
мара, 1994.

11. Курсовые и дипломные работы по педагогике в педагогических
институтах/ Науч. ред. Л.Я.Миерович. — М., 1973.

12. Курсовые и дипломные работы: Учеб.-метод. пособие для студен­
тов факультета подготовки учителей нач. классов / Под ред. Ш. Ф.Жур-
жиной, А.Л.Филоненко-Алексеевой. — М., 1992.

13. Курсовые работы по педагогике: Метод, рекомендации для студен­
тов / Сост. Л. Д. Воронцова..— Магнитогорск, 1995.

14. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова,
Г.В.Воробьева. — М., 1979.

15. Миронов А. В., Панферов В. В., Субочев Н. С. Методология, методика
и техника конкретных социологических исследований // Социально-по­
литический журнал. — 1994. — № 9, 10.

16. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педаго­
гике. - М., 1987.

17. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь­
ном учреждении. — М., 1998.

18. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений в Российской Федерации. Бюллетень Госу­
дарственного комитета РФ по высшему образованию. — 1994. — № 8.

 

21. Сиденко А. Как разработать программу эксперимента // Народное
образование. — 1998. — № 4.

22. Сиденко А. Нужен ли эксперимент практику // Школьные техноло­
гии. - 1997. - № 1.

23. Сиденко А., Чернушевич В. Вы начали эксперимент... // Народное
образование..— 1997. — № 7, 8.

24. Сорокин Я. А. Дипломные работы в педагогических вузах. — М., 1986.

25. Усачева И. В., Ильясов И. И. Методика поиска научной литературы,
чтения и составления обзора по теме исследования. — М., 1980.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ


ОГЛАВЛЕНЕ


 


1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. Любое из­
дание.

2. Бережнова Е. В. Формирование методологической культуры учителя //
Педагогика. — 1996. — № 4.

3. Бережнова Е. И. Требования к курсовым и дипломным работам по
педагогике. — М., 1999.

4. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. — М., 1985.

5. Коршунова Н.Л. Зачем нужна однозначность научных понятий? //
Педагогика. — 1992. — № 3, 4.

6. Краевский В. В. Качество педагогики и методологическая культура
педагога // Магистр. — 1991. — № 1.

7. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2003.

8. Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. — 1997. — № 4.

9. Полонский В. М. Критерии актуальности педагогических исследова­
ний // Советская педагогика. — 1982. — № 5.

 

10.Полонский В. М. Методы определения новизны результатов педаго­
гических исследований// Советская педагогика. — 1981. — № 1.

11.Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюст­
рациях. — М., 2000.


 


От авторов.................................................................................... 3

Глава 1. Научное познание и наука............................................. 6

1.1. Что такое наука и научное исследование.................... 6

1.2. Задачи педагогической науки...................................... 12

Глава 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики.......... 18

2.1. Единство и различия педагогической науки и практики………………………………………………………..18

2.2. Педагогическая наука и практика как единая система.... 28

2.3. Связь науки и практики в движении............................ 34

2.4. Учитель и педагогическая наука................................. 37

Глава 3. Методология педагогического исследования............. 46

3.1. Понятие «методология педагогической науки».......... 46

3.2. Научное исследование в педагогике, его методологические
характеристики............................................................. 51

3.3. Логика педагогического исследования........................ 56

3.4. Методы исследования.................................................. 60

Г л а ва 4. Учебно-исследовательские умения студентов........ 73

4.1. Учебно-исследовательская работа студентов как часть

их профессиональной подготовки.............................. 73

4.2. Способы получения и переработки информации....... 75

Этапы работы над учебным рефератом................ 100

Примерная структура учебного реферата............ 100

Критерии оценки учебного реферата.................... 101

Г л а в а 5. Как работать над курсовыми и дипломными работами 103

5.1. Курсовые работы........................................................ 103

5.2. Дипломные работы..................................................... 113

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы...... 126