Лабораторная (самостоятельная) работа №1

Цель работы: приобретение навыков анализа предметной области и построения концептуальной модели.

1.Определим следующие сущности: договоры, вид страхования, филиал.

Определим атрибуты сущностей.

Для студента будут атрибуты:

Ø Код студента;

Ø фамилия;

Ø имя;

Ø отчество;

Ø адрес;

Ø телефон.

Для предмета будет атрибуты:

Ø код предмета;

Ø название;

Ø объем лекций;

Ø объем практик;

Ø объем лабораторных.

Для учебного плана будут атрибуты:

Ø код студента;

Ø код предмета;

Ø оценка.

2.По смыслу задачи к базе данных возможны следующие запросы:

Ø какие оценки получил студент с заданной фамилией;

Ø какие студенты получили заданное значение оценки;

Ø какие экзамены сдал студент с заданной фамилией;

Ø какую оценку по конкретному предмету получил студент с заданной фамилией;

3.Нарисуем возможный вариант ER-диаграммы.

СТУДЕНТ
 
 


Код студента;

Фамилия.

 

ЭКЗАМЕН   Код экзамена; Предмет; Дата.

1:N

 

 

 
 

 


N:N

N:M

ОЦЕНКА   Оценка.

 

По этой диаграмме можно ответить на все вопросы, кроме последнего. Для реализации последнего запроса предлагается ввести новую агрегированную сущность, фамилия имя отчество, адрес телефон.

 

ЭКЗАМЕНАИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ   Код студента Фамилия Код экзамена Предмет Оценка

 

4.В терминах реляционной модели эта модель представляется следующей таблицей.

Код студента Фамилия Код экзамена Предмет Оценка

5.Код студента принимает значение из множества целых чисел, максимальная длина числа 4 знака.

Фамилия принимает символьное значение, максимальная длина 20 символов.

Код экзамена принимает значение из множеств целых чисел, максимальная длина числа 4 знака.

Предмет принимает символьное значение, максимальная длина 20 символов.

Дата экзамена принимает значение дата в формате 00.00.00.

Оценка принимает целое значение от 2 до 5.

6.Ключом данного отношения является код студента.

7.Приведениеданного отношения к третьей нормальной форме.

Исходное отношение приведено к трем отношениям, каждое из которых находится в третьей нормальной форме R1(КС, Ф) R2(КЭ,П, Д), R3(О).

Отношение R1 представляет объект студент с атрибутами: код студента, фамилия.

Отношение R2 представляет объект экзамен: код экзамена, предмет, дата.

Отношение R3 представляет объект оценка: оценка.

 

 

Для наглядности представим полученную модель в виде ER-диаграммы.

 

Предметы
    РК Код предмета  
  Название Объем лекций Объем практик Объем лабораторных работ
Студенты
  РК Код студента
  Фамилия Имя Отчество Адрес Телефон

 
 

 


Учебный план
  РК Код студента Код предмета
  Оценка

 

Эта диаграмма и является нужным вариантом. Таким образом, полученная реляционная модель включает три отношения.


 

Лабораторная работа №2

Цель: приобретение навыков создания структуры реляционной базы данных и первоначальный вод данных в базу с использованием СУБД MS Access.

1. Создание таблицы: Студенты, Предметы, Учебный план.

 

 

 

 

 

 

2. Создаем схему данных.

 

 

 


 

Лабораторная работа №3

Цель работы: приобретение навыков реализации запросов пользователя на выборку данных из таблиц, добавление, удаление и редактирование информации. Приобретение практических навыков использования языка SQL.

 

Вывод всех оценок за учебный план

 

Вывод информации о студентах

 

Вывод фамилий студентов


 

Лабораторная работа №4

Цель работы: разработка интерфейса пользователя для взаимодействия со сформированной в лабораторной работе 2 базой данных. Создание форм.

 

Кнопочная форма – главное меню

 

Кнопочная форма – редактирование и добавление элементов

 

Кнопочная форма – просмотр информации о студенте и добавления студентов