Основные этапы подготовки культурно-досуговых программ

Подготовка культурно-досуговой программы предпола­гает процесс коллективных действий, когда профессиональ­ная деятельность специалиста культуры постоянно сопряга­ется с общественной деятельностью инициативных групп,

1 Левинсон А. Интенсивную технологию - клубу // Культурно-просветитель­ная работа. - 1986. - №2. - С.-29.

специально сформированных для этих целей. Деятельность актива в таком случае сосредоточивается в своеобразных клубных объединениях, способных оказать воспитательное воздействие на своих членов, стабилизироваться и стано­виться коллективным субъектом культурно-досугового про­цесса.

«Исходя из представления о культурно-просветительной работе как о социально-культурном творчестве масс, можно сказать, что содержанием ее технологии является формиро­вание и развитие коллективной деятельности, что очень важно при проведении массовых мероприятий».

Для проведения и подготовки культурно-досуговой про­граммы создается оргкомитет, составляется план, по кото­рому к его подготовке и проведению привлекаются: город­ской комитет по культуре, сотрудники дворца культуры, дом культуры, театр-студия, бюро путешествий и экскур­сий, организация и учреждения города.

Успех любой формы культурно-досуговой программы во многом зависит от сценария, к которому должны быть предъявлены следующие требования.

1. Этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного под­хода к осуществлению культурно-досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности.

2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, т.к. на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки про­ведения и лица, персонально отвечающие за подготовку ка­ждого раздела плана. Эта дает возможность четко организо­вать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными за­дачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подго­товки и проведения программы, стараются так спланиро-

Санкин Л.П. Методика формирования клубного объединения. - Л., 1985. -

вать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников. Планирование дает возможность четко организовать программу, за каждым пунктом закре­пить ответственного и поставить сроки, и, что очень важно, в план занести задание по подготовке праздника, что дает возможность вовремя формировать те или иные пункты программы и заблаговременно иметь полную картину го­товности театрализованного действия.

3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее ак­тивно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают инфор­мацию о проведении культурно-досуговой программы.

4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания про­граммы, он предполагает наивысшее напряжение сил и пе­реживаний организаторов. На этом этапе выявляется сте­пень сплоченности созданного коллектива, который высту­пает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей.

«Профессиональный клубный работник, являясь субъек­том воспитания, выполняет следующие функции: транс­формирует общественные цели воспитания в педагогиче­ские, организует процесс воспитания в субъект воспитания и самовоспитания» .

Вступая во взаимодействие с массовой аудиторией как объектом воспитания, специалист учреждения культуры осуществляет свои функции не непосредственно, а через созданные группы актива.

Следовательно, процесс создания массового действа вы­ступает для специалиста как процесс выявления, обучения и

1 Санкин Л.А. Методика формирования клубного объединения. - Л., 1985.-С. 9.

объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе фор­мирования актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем лю­дей.

Сформировать актив как творческую досуговую общ­ность, обладающую качествами коллектива, возможно лишь при достаточно полном выявлении совокупности приемов педагогического руководства, при котором у участников возникают общественные мотивы культурно-досуговой дея­тельности, появляется потребность в совместной коллек­тивной работе. Участие актива в творческом процессе соз­дания культурно-досуговой программы обеспечивается сле­дующими факторами:

— подготавливаемая программа должна удовлетворять

интересы аудитории;

- актив должен участвовать в планировании программы.

Подготовка культурно-досуговой программы предпола­гает объединение его организаторов в процессе совместной деятельности, формирование на этой основе коллектива, способного к продолжению начатой деятельности.

Можно выделить ряд правил, выполнение которых спо­собствует формированию коллектива:

- запланированную программу необходимо сделать со­ставным звеном цикловой деятельности;

- необходимо, чтобы задание каждой новой программы усложнялось, достижение запланированных целей ста­новилось все более трудным и интересным, подготовка каждой программы требовала постоянного самообразо­вания;

- следует отработать четкую организационную струк­туру деятельности активистов, способствующую фор­мированию деловых и межличностных отношений.

Подготовка культурно-досуговой программы дает воз­можность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности в художественной деятельности. Специалисты и актив уч­реждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы у присутствующих вызвать чувство удовлетво­рения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам. Созданию атмосферы торжественной приподнятости, праздничности способствует художественно-тематическое оформление места проведения театрализованного действия, которое выбирается особенно тщательно, оно должно хо­рошо просматриваться, быть удобным для оформления. Для выполнения этой задачи создается группа актива - офор­мительская. Задачей данной группы актива является подго­товка обращения к жителям и гостям города, афиши, объяв­ления на предприятиях, рекламирование по городу, реклама в местной газете. К данной группе актива привлекаются са­модеятельные художники, учащиеся местных школ, ПТУ, школы искусства. Благодаря этой работе участниками праздника создается приподнятая, радостная атмосфера.

Третья группа актива - техническая. Ее задачей являет­ся озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив дол­жен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление.

Четвертая группа актива - творческая, в нее входят ак­тивные участники художественной самодеятельности. К этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу: выявить любителей и желающих принять участие в концер­те, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями.

Каждая культурно-досуговая программа требует своей системы затрат. С точки зрения самофинансирования, себе­стоимости и самоокупаемости следует иметь в виду, что в систему необходимо увязывать три компонента:

- предварительные затраты, значительные по размеру и многообразные по количеству расходных статей;

- достаточно широкое пространство, способное вме­стить большое количество людей;

— множество разнообразных увеселений и затей, спо­собных окупить предварительные затраты и удовлетво­рить максимум духовных потребностей людей. Так, например, спонсорами ежегодной традиционной программы «День города» могут являться: администрация города, района, промышленные предприятия и организации, акционерные общества, а также многочисленные коопера­тивы.

Нужно заметить, что при подготовке культурно-досуговой программы группы актива на базе общих целей, интересов, задач объединяются в творческую досуговую общность. Практика показывает, что в дальнейшем некото­рые из них становятся постоянными активными помощни­ками в деятельности учреждений культуры, многие коллек­тивы художественной самодеятельности пополняются но­выми участниками.

Обобщая, можно сказать о том, что подготовка культур­но-досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции со­вместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры.

Как педагогическая система культурно-досуговая про­грамма одновременно обращена и ко всей массе состав­ляющих ее индивидов, и к каждому из них в отдельности. Участники программы, как правило, ощущают себя органи­ческой частью данной области и почти синхронно реагиру-

ют на происходящее действие и предлагаемую информа­цию.

Это, в свою очередь, позволяет опираться не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и общее, что отличает конкретное объединение людей.

Практика показывает, что в поезде, в туристском похо­де, в доме отдыха люди сближаются гораздо быстрее, чем в обстановке обыденной трудовой деятельности. Сказывается и факт постоянного общения, которое не ограничивается рамками рабочего или учебного времени, и свойственная досугу психологическая расслабленность, и глубочайшая потребность личности в максимальном самовыражении и непрерывном расширении грани общения.

В еще большей мере это проявляется в программе, когда человек чувствует, что он выполняет общественный долг, тогда и раскрываются творческие потенции личности.

Как итог определенного этапа общественного созида­тельного труда и формы организации досуга, ставящей лич­ность в условия активной духовной деятельности и соци­ального творчества, программы создают объективные пред­посылки коллективной организации людей.

Коллективная организация выполняет сложные и соци­ально важные функции для человека и является:

- средством, стимулирующим и активизирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия внешнего мира;

- средством духовного обогащения личности;

- фактором нравственного и эстетического развития его гражданского и общественного самоутверждения;

- средой, в которой создаются благоприятные условия и возможности для разностороннего развития и само­выражения.

В проведении и подготовке программы организаторам необходимо стремиться осуществить дифференцированный подход.

Методику коллективной подготовки программы можно представить следующим образом: анализ обстановки; во­влечение дополнительного актива к процессу подготовки и проведения программы и создание престижной атмосферы; отклики в печати, на радио, телевидении; выделение групп актива; определение деловых партнеров и заинтересован­ных служб.

Затем происходит планирование подготовительного эта­па; составление планов создания программы, взаимодейст­вие технологического творческого и педагогического про­цессов. IfH наконец, проведение культурно-досуговой про­граммы; анализ проведенной программы, организация от­клика в прессе (местной) на стенде, радио, интервью, на­граждения как средства, способствующего закреплению престижа специалиста культурно-досуговой деятельности. Как же сделать, чтобы организация, скажем, праздников и народных гуляний, их художественный уровень и матери­альное обеспечение соответствовали значимости темы? Для этого надо решить две главные задачи: добиться высокого художественного уровня и экономического обоснования программы. Ни для кого не секрет, что иногда художест­венный уровень некоторых наших праздников невысок. Это портит вкус и вырабатывает привычку к низкопробным, примитивным зрелищам. Одна из причин - недостаточная компетентность сценаристов и режиссеров в отсутствии знаний специфических законов организации массовых форм культурно-досуговых программ. В массовых формах иные пропорциональные соотношения объемов декорации и че­ловеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаи­моотношений актера и зрителя. Зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высо­ко подняты над публикой или находиться внизу, у ее ног. Зрители могут сидеть, стоять, могут двигаться от одной сценической площадки к другой, или стоять и смотреть, как мимо проезжают и проходят группы исполнителей. А в не-

 

которых представлениях зрители сами становятся исполни­телями, активно участвуя в действии.

И, наконец, нет здесь главных компонентов традицион­ного театра: привычной драматургии с диалогами, моноло­гами и репликами. Нет привычного режиссеру и зрителю процесса перевоплощения актера в образ. Но, конечно, есть огромные масштабы представления и огромные постано­вочные трудности. Необходимо так разместить массу зри­телей, чтобы была возможность одновременного появления и ухода с площадки групп исполнителей. Необходимо соз­дать свою, неповторимую атмосферу данного представле­ния. Надо использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки, учесть связанные с данным местом исторические ассоциации. В празднике должны сочетаться лаконизм и зрелищность, символика и ясность, демократичность и общедоступность. Интересно по своему решению использование зрелищного пространст­ва. В празднике задействованы многие площадки города, а также центральная улица.

Карнавальное шествие также строится на линейно^ ис­пользовании зрелищного пространства. Движение масс по-прежнему являет собой произвольное шествие, одновре­менно каждый из участников карнавала может выйти из ше­ствия и принять участие в любой забаве, которая устраива­ется на площадках.

«В празднике нельзя подменять самодеятельность лич­ности созерцанием зрелища, т.к. это развивает «отчуждение личности», оставляя неудовлетворенной тягу к широкому общению, свойственному человеку, особенно современно­му. Необходимо дать выход заряду активной творческой энергии»1.

Одним из выходов заряда творческой энергии является наличие игрового аспекта в программе. Давно уже минуло

1 Силин А.Д. Массовые праздники: мастерство и экономика // КПР. - 1986. -№11.

время, когда игра представлялась чем-то бесполезно-приятным. Психологические исследования показали, что игровая деятельность отнюдь не бесполезна, более того, без нее немыслимо становление человеческой личности. Игра выступает как социально-психологический механизм снятия напряжения, когда человек в момент праздника пребывает в состоянии утомления, сопровождающегося усталостью, ис­тощением физических и духовных сил.

Если в обыденной жизни практическое и игровое дейст­вия разделены между собой, то праздник такого разделения не имеет, так как в нем всегда есть условный, символиче­ский обрядово-зрелищный момент. Природа праздника та­кова, что он не может оторвать игровое действие от реаль­ности; в празднике основной, но не единственной целью яв­ляется цель поддержания игровой атмосферы и соблюдение соответствующих правил. Человеку, не принимающему или не понимающему праздника, и сам праздник кажется неле­постью.

Скучный человек, лишенный игровой инициативы, так же способен разрушить все очарование праздника. Игра приносит человеку настоящую радость и разрядку той на­пряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.

«Игра в праздничном действии имеет определенную цель — это, прежде всего, повысить праздничную энергию участников, вовлечь людей в массовое праздничное дейст­во, активизировать духовные и физические способности личности»1.

В празднике существуют следующие типы игр: -Ролевая игра- она присуща таким формам зрелищ, как кино, театр, обряды.

-Игра по правилам (состязательна я)-она включает в себя все виды спортивных состязаний.

1 Генкин Д.М. Массовые праздники. -М., 1975. -С. 61.

- Пластико-акробатическая игра - это виды спортив­ной игры - одиночные и групповые.

-Игра с атрибутом. К ней относятся все виды жонглирования, иллюзиона, используется предмет, вещь, с помощью которой человек выходит за привыч­ные нормы поведения.

- Игра с животными- все виды дрессировки. Все существующие типы в большей или меньшей степе­ни характеризуются общими признаками: наличие игрового пространства или некоего условно ограниченного круга, внутри которого протекает игровое действие; правила игры и добровольное согласие в отношении их принятия и вы­полнения; несводимость игрового действия к материальной пользе.

Игра приводит человека в определенное эмоциональное состояние, выполняет потребности личности, вызывает чув­ство сопричастности к празднику, раскрепощает человека в общении с другими людьми.

В процессе игры происходит снятие конфликтов в меж­личностных отношениях, возникает психологическая осно­ва. Природа игры предполагает наличие одних целей, одно­временной деятельности, одних норм поведения. Игра сти­мулирует общественную активность и раскрытие качеств личности. Коллективная игра активизирует процесс мыш­ления, обостряет ощущение и восприятие играющих. «Ком­муникативная деятельность является высшей формой само­проявления человека как общественного существа и спо­собствует самоутверждению личности, выработке мораль­ных норм поведения и формированию качеств личности, соизмеряя с требованиями общества»1.

Поэтому в процессе праздника игра должна в полной мере реализовывать коммуникативную деятельность, в про­тивном случае не реализуется одно из основных задач

Жигульский К. Праздник и культура. - М, 1984. - С. 21. 124

праздника - выработка модели коллективного поведения, праздничная атмосфера, следовательно, обречен на неудачу сам праздник.

Будучи по существу своему глубоко социальным про­цессом, общение в условиях праздничной коллективной деятельности становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. И здесь сле­дует помнить, что в культурно-досуговой деятельности важным является положение о том, что создание каждой программы предполагает наличие широкого актива незави­симо от состояния учреждения культуры.