Основные этапы подготовки культурно-досуговых программ
Подготовка культурно-досуговой программы предполагает процесс коллективных действий, когда профессиональная деятельность специалиста культуры постоянно сопрягается с общественной деятельностью инициативных групп,
1 Левинсон А. Интенсивную технологию - клубу // Культурно-просветительная работа. - 1986. - №2. - С.-29.
специально сформированных для этих целей. Деятельность актива в таком случае сосредоточивается в своеобразных клубных объединениях, способных оказать воспитательное воздействие на своих членов, стабилизироваться и становиться коллективным субъектом культурно-досугового процесса.
«Исходя из представления о культурно-просветительной работе как о социально-культурном творчестве масс, можно сказать, что содержанием ее технологии является формирование и развитие коллективной деятельности, что очень важно при проведении массовых мероприятий».
Для проведения и подготовки культурно-досуговой программы создается оргкомитет, составляется план, по которому к его подготовке и проведению привлекаются: городской комитет по культуре, сотрудники дворца культуры, дом культуры, театр-студия, бюро путешествий и экскурсий, организация и учреждения города.
Успех любой формы культурно-досуговой программы во многом зависит от сценария, к которому должны быть предъявлены следующие требования.
1. Этап анализа обстановки и формулирования цели. Он играет исключительную роль в обеспечении научного подхода к осуществлению культурно-досуговой деятельности в целом и каждой программы в отдельности.
2. Этап планирования программы. От реализации этого этапа во многом зависит судьба программы, т.к. на этом этапе утверждаются: наименование программы, сроки проведения и лица, персонально отвечающие за подготовку каждого раздела плана. Эта дает возможность четко организовать, увидеть программу в целом, с ясно поставленными задачами и определенными методами разрешения. На данном этапе осуществляют детальное описание процесса подготовки и проведения программы, стараются так спланиро-
Санкин Л.П. Методика формирования клубного объединения. - Л., 1985. -
вать работу, чтобы в активную деятельность вовлечь как можно больше участников. Планирование дает возможность четко организовать программу, за каждым пунктом закрепить ответственного и поставить сроки, и, что очень важно, в план занести задание по подготовке праздника, что дает возможность вовремя формировать те или иные пункты программы и заблаговременно иметь полную картину готовности театрализованного действия.
3. Этап подготовки программы. Без организованных усилий невозможно реализовать план. Здесь наиболее активно протекает процесс формирования и сплочения актива, в ходе организации создаются условия для проявления творческого потенциала участников. С помощью актива жители и гости города заблаговременно получают информацию о проведении культурно-досуговой программы.
4. Этап непосредственного осуществления программы. Выступая как бы кульминацией процесса создания программы, он предполагает наивысшее напряжение сил и переживаний организаторов. На этом этапе выявляется степень сплоченности созданного коллектива, который выступает в роли коллективного организатора пришедших на программу людей.
«Профессиональный клубный работник, являясь субъектом воспитания, выполняет следующие функции: трансформирует общественные цели воспитания в педагогические, организует процесс воспитания в субъект воспитания и самовоспитания» .
Вступая во взаимодействие с массовой аудиторией как объектом воспитания, специалист учреждения культуры осуществляет свои функции не непосредственно, а через созданные группы актива.
Следовательно, процесс создания массового действа выступает для специалиста как процесс выявления, обучения и
1 Санкин Л.А. Методика формирования клубного объединения. - Л., 1985.-С. 9.
объединения, который, овладевая педагогическим замыслом профессионального работника, приходит к осознанию себя как субъекта воспитания. Образовавшийся в процессе формирования актив становится не только фактором успешного выполнения запланированной программы, но и эстетически организованной средой, формирует участвующих в нем людей.
Сформировать актив как творческую досуговую общность, обладающую качествами коллектива, возможно лишь при достаточно полном выявлении совокупности приемов педагогического руководства, при котором у участников возникают общественные мотивы культурно-досуговой деятельности, появляется потребность в совместной коллективной работе. Участие актива в творческом процессе создания культурно-досуговой программы обеспечивается следующими факторами:
— подготавливаемая программа должна удовлетворять
интересы аудитории;
- актив должен участвовать в планировании программы.
Подготовка культурно-досуговой программы предполагает объединение его организаторов в процессе совместной деятельности, формирование на этой основе коллектива, способного к продолжению начатой деятельности.
Можно выделить ряд правил, выполнение которых способствует формированию коллектива:
- запланированную программу необходимо сделать составным звеном цикловой деятельности;
- необходимо, чтобы задание каждой новой программы усложнялось, достижение запланированных целей становилось все более трудным и интересным, подготовка каждой программы требовала постоянного самообразования;
- следует отработать четкую организационную структуру деятельности активистов, способствующую формированию деловых и межличностных отношений.
Подготовка культурно-досуговой программы дает возможность удовлетворить потребность людей в общении, творческой деятельности, развить имеющиеся способности в художественной деятельности. Специалисты и актив учреждения культуры при подготовке программ стремятся к тому, чтобы у присутствующих вызвать чувство удовлетворения от встречи с прекрасным, и это дает возможность проявить художественный вкус, фантазию специалистам. Созданию атмосферы торжественной приподнятости, праздничности способствует художественно-тематическое оформление места проведения театрализованного действия, которое выбирается особенно тщательно, оно должно хорошо просматриваться, быть удобным для оформления. Для выполнения этой задачи создается группа актива - оформительская. Задачей данной группы актива является подготовка обращения к жителям и гостям города, афиши, объявления на предприятиях, рекламирование по городу, реклама в местной газете. К данной группе актива привлекаются самодеятельные художники, учащиеся местных школ, ПТУ, школы искусства. Благодаря этой работе участниками праздника создается приподнятая, радостная атмосфера.
Третья группа актива - техническая. Ее задачей является озвучивание, музыкальное оформление. Коллектив должен проявить максимум деловых качеств при подготовке световых эффектов, полностью подготовить музыкальное оформление.
Четвертая группа актива - творческая, в нее входят активные участники художественной самодеятельности. К этой группе актива привлекается широкий круг лиц, так как необходимо провести большую организаторскую работу: выявить любителей и желающих принять участие в концерте, различных конкурсах. Проводится эта работа совместно с оргкомитетом, который имеет связь с художественными коллективами города, а также гостями.
Каждая культурно-досуговая программа требует своей системы затрат. С точки зрения самофинансирования, себестоимости и самоокупаемости следует иметь в виду, что в систему необходимо увязывать три компонента:
- предварительные затраты, значительные по размеру и многообразные по количеству расходных статей;
- достаточно широкое пространство, способное вместить большое количество людей;
— множество разнообразных увеселений и затей, способных окупить предварительные затраты и удовлетворить максимум духовных потребностей людей. Так, например, спонсорами ежегодной традиционной программы «День города» могут являться: администрация города, района, промышленные предприятия и организации, акционерные общества, а также многочисленные кооперативы.
Нужно заметить, что при подготовке культурно-досуговой программы группы актива на базе общих целей, интересов, задач объединяются в творческую досуговую общность. Практика показывает, что в дальнейшем некоторые из них становятся постоянными активными помощниками в деятельности учреждений культуры, многие коллективы художественной самодеятельности пополняются новыми участниками.
Обобщая, можно сказать о том, что подготовка культурно-досуговой программы обладает мощным педагогическим потенциалом и при соблюдении ряда условий регуляции совместной деятельности становится эффективным средством выявления и закрепления актива учреждения культуры.
Как педагогическая система культурно-досуговая программа одновременно обращена и ко всей массе составляющих ее индивидов, и к каждому из них в отдельности. Участники программы, как правило, ощущают себя органической частью данной области и почти синхронно реагиру-
ют на происходящее действие и предлагаемую информацию.
Это, в свою очередь, позволяет опираться не столько на индивидуальность каждого, сколько на типичное и общее, что отличает конкретное объединение людей.
Практика показывает, что в поезде, в туристском походе, в доме отдыха люди сближаются гораздо быстрее, чем в обстановке обыденной трудовой деятельности. Сказывается и факт постоянного общения, которое не ограничивается рамками рабочего или учебного времени, и свойственная досугу психологическая расслабленность, и глубочайшая потребность личности в максимальном самовыражении и непрерывном расширении грани общения.
В еще большей мере это проявляется в программе, когда человек чувствует, что он выполняет общественный долг, тогда и раскрываются творческие потенции личности.
Как итог определенного этапа общественного созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условия активной духовной деятельности и социального творчества, программы создают объективные предпосылки коллективной организации людей.
Коллективная организация выполняет сложные и социально важные функции для человека и является:
- средством, стимулирующим и активизирующим его психическую деятельность, углубляющим характер его восприятия внешнего мира;
- средством духовного обогащения личности;
- фактором нравственного и эстетического развития его гражданского и общественного самоутверждения;
- средой, в которой создаются благоприятные условия и возможности для разностороннего развития и самовыражения.
В проведении и подготовке программы организаторам необходимо стремиться осуществить дифференцированный подход.
Методику коллективной подготовки программы можно представить следующим образом: анализ обстановки; вовлечение дополнительного актива к процессу подготовки и проведения программы и создание престижной атмосферы; отклики в печати, на радио, телевидении; выделение групп актива; определение деловых партнеров и заинтересованных служб.
Затем происходит планирование подготовительного этапа; составление планов создания программы, взаимодействие технологического творческого и педагогического процессов. IfH наконец, проведение культурно-досуговой программы; анализ проведенной программы, организация отклика в прессе (местной) на стенде, радио, интервью, награждения как средства, способствующего закреплению престижа специалиста культурно-досуговой деятельности. Как же сделать, чтобы организация, скажем, праздников и народных гуляний, их художественный уровень и материальное обеспечение соответствовали значимости темы? Для этого надо решить две главные задачи: добиться высокого художественного уровня и экономического обоснования программы. Ни для кого не секрет, что иногда художественный уровень некоторых наших праздников невысок. Это портит вкус и вырабатывает привычку к низкопробным, примитивным зрелищам. Одна из причин - недостаточная компетентность сценаристов и режиссеров в отсутствии знаний специфических законов организации массовых форм культурно-досуговых программ. В массовых формах иные пропорциональные соотношения объемов декорации и человеческой фигуры, иной ракурс, вообще иная схема взаимоотношений актера и зрителя. Зрители могут находиться вокруг исполнителей и среди них, актеры могут быть высоко подняты над публикой или находиться внизу, у ее ног. Зрители могут сидеть, стоять, могут двигаться от одной сценической площадки к другой, или стоять и смотреть, как мимо проезжают и проходят группы исполнителей. А в не-
которых представлениях зрители сами становятся исполнителями, активно участвуя в действии.
И, наконец, нет здесь главных компонентов традиционного театра: привычной драматургии с диалогами, монологами и репликами. Нет привычного режиссеру и зрителю процесса перевоплощения актера в образ. Но, конечно, есть огромные масштабы представления и огромные постановочные трудности. Необходимо так разместить массу зрителей, чтобы была возможность одновременного появления и ухода с площадки групп исполнителей. Необходимо создать свою, неповторимую атмосферу данного представления. Надо использовать архитектурные и ландшафтные особенности сценической площадки, учесть связанные с данным местом исторические ассоциации. В празднике должны сочетаться лаконизм и зрелищность, символика и ясность, демократичность и общедоступность. Интересно по своему решению использование зрелищного пространства. В празднике задействованы многие площадки города, а также центральная улица.
Карнавальное шествие также строится на линейно^ использовании зрелищного пространства. Движение масс по-прежнему являет собой произвольное шествие, одновременно каждый из участников карнавала может выйти из шествия и принять участие в любой забаве, которая устраивается на площадках.
«В празднике нельзя подменять самодеятельность личности созерцанием зрелища, т.к. это развивает «отчуждение личности», оставляя неудовлетворенной тягу к широкому общению, свойственному человеку, особенно современному. Необходимо дать выход заряду активной творческой энергии»1.
Одним из выходов заряда творческой энергии является наличие игрового аспекта в программе. Давно уже минуло
1 Силин А.Д. Массовые праздники: мастерство и экономика // КПР. - 1986. -№11.
время, когда игра представлялась чем-то бесполезно-приятным. Психологические исследования показали, что игровая деятельность отнюдь не бесполезна, более того, без нее немыслимо становление человеческой личности. Игра выступает как социально-психологический механизм снятия напряжения, когда человек в момент праздника пребывает в состоянии утомления, сопровождающегося усталостью, истощением физических и духовных сил.
Если в обыденной жизни практическое и игровое действия разделены между собой, то праздник такого разделения не имеет, так как в нем всегда есть условный, символический обрядово-зрелищный момент. Природа праздника такова, что он не может оторвать игровое действие от реальности; в празднике основной, но не единственной целью является цель поддержания игровой атмосферы и соблюдение соответствующих правил. Человеку, не принимающему или не понимающему праздника, и сам праздник кажется нелепостью.
Скучный человек, лишенный игровой инициативы, так же способен разрушить все очарование праздника. Игра приносит человеку настоящую радость и разрядку той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера.
«Игра в праздничном действии имеет определенную цель — это, прежде всего, повысить праздничную энергию участников, вовлечь людей в массовое праздничное действо, активизировать духовные и физические способности личности»1.
В празднике существуют следующие типы игр: -Ролевая игра- она присуща таким формам зрелищ, как кино, театр, обряды.
-Игра по правилам (состязательна я)-она включает в себя все виды спортивных состязаний.
1 Генкин Д.М. Массовые праздники. -М., 1975. -С. 61.
- Пластико-акробатическая игра - это виды спортивной игры - одиночные и групповые.
-Игра с атрибутом. К ней относятся все виды жонглирования, иллюзиона, используется предмет, вещь, с помощью которой человек выходит за привычные нормы поведения.
- Игра с животными- все виды дрессировки. Все существующие типы в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками: наличие игрового пространства или некоего условно ограниченного круга, внутри которого протекает игровое действие; правила игры и добровольное согласие в отношении их принятия и выполнения; несводимость игрового действия к материальной пользе.
Игра приводит человека в определенное эмоциональное состояние, выполняет потребности личности, вызывает чувство сопричастности к празднику, раскрепощает человека в общении с другими людьми.
В процессе игры происходит снятие конфликтов в межличностных отношениях, возникает психологическая основа. Природа игры предполагает наличие одних целей, одновременной деятельности, одних норм поведения. Игра стимулирует общественную активность и раскрытие качеств личности. Коллективная игра активизирует процесс мышления, обостряет ощущение и восприятие играющих. «Коммуникативная деятельность является высшей формой самопроявления человека как общественного существа и способствует самоутверждению личности, выработке моральных норм поведения и формированию качеств личности, соизмеряя с требованиями общества»1.
Поэтому в процессе праздника игра должна в полной мере реализовывать коммуникативную деятельность, в противном случае не реализуется одно из основных задач
Жигульский К. Праздник и культура. - М, 1984. - С. 21. 124
праздника - выработка модели коллективного поведения, праздничная атмосфера, следовательно, обречен на неудачу сам праздник.
Будучи по существу своему глубоко социальным процессом, общение в условиях праздничной коллективной деятельности становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. И здесь следует помнить, что в культурно-досуговой деятельности важным является положение о том, что создание каждой программы предполагает наличие широкого актива независимо от состояния учреждения культуры.