Основные виды проведения досуга

Формирование структуры организации досуга происхо­дит в направлениях, связанных с образованием и самообра­зованием, активной общественной деятельностью, укрепле­нием здоровья, развитием творческих способностей лично­сти. Все это открывает большие возможности для вовлече­ния людей в разнообразные виды деятельности.

Тем не менее, созданные условия и предоставленное свободное время не используются эффективно, с пользой для развития личности. Проведенные исследования и прак­тика показывают, что в структуре свободного времени мо­лодежи «потребление» культуры примерно в 3-4 раза пре­обладает над участием в создании культурных ценностей. Основная часть досуга, а в среднем в неделю это составляет 8 часов, затрачивается людьми на индивидуальное «потреб­ление» культуры, то есть на просмотр телепрограмм, про­слушивание радиопередач и чтение и лишь 1 час 10 минут -на публично-зрелищные формы, в том числе и на такие ви­ды деятельности, как посещение кинотеатров, театров, му­зеев, выставок, учреждений культуры.

Использование досуга человеком зависит в основном от трех факторов: от объективных возможностей учреждений культуры в создании условий для выбора формы деятельно­сти; от богатства духовного мира личности; состояния куль­турной микросреды, в которой проживает человек.

К основным видам культурного потребления социологи относят просмотр телевизионных передач, кинофильмов, чтение газет, книг. Повышение культурного уровня челове­ка предполагает наряду с этим постоянное посещение теат­ров, музеев и других учреждений культуры, которые акти­визируют проведение досуга. Даже в крупных городах око­ло половины трудящихся бывает в театре реже, чем один раз в год; каждый второй взрослый горожанин читает менее одной книги в месяц.

Одним из видов активного проведения досуга является участие в самодеятельном творчестве. В настоящее время в Российской Федерации всего около пяти миллионов чело­век участвует в художественной самодеятельности. Кроме этого, активно человек проявляет себя при участии в самодеятельных объединениях и неформальных объединениях.

Всего ученые насчитывают до 300 форм проведения до­суга, из которых на учреждения культуры приходится менее 40%.

Определенные различия в проведении досуга у россиян обнаруживаются в зависимости от возраста, семейного по­ложения, профессии, пола и некоторых других признаков. Последние данные, полученные автором в ходе исследова­ния о досуговых видах деятельности, показывают, что из 14 заданных нами видов проведения досуга среди трех возрас­тных категорий половина приходится на учреждения куль­туры.

 

Форма проведения досуга Возраст респондентов и место формы проведения досуга по значимости
до 30 лет 31-50 лет 5 1 и более лет
Просмотр телепередач 60,0 67,8 68,4
Просмотр кинофильма 65,9 65,3 61,6
Посещение спектаклей, концертов 34,4 38,2 38,0
Встреча с интересными людьми 20,8 25,2 30,5
Поездка за город 16,5 16,2 11,5
Участие в неформальных объединениях 73,1 •1 68,2 18,6
Участие в вечерах танцев, дискотек 23,0 4,3
Прием гостей 12,3 15,4 9,0
Чтение книг 37,6 28,8 29,7
Участие в тематических вечерах 5,5 5,2 7,9
Занятия физкультурой 17,6 4,7 1,8
Посещение родственников 27,1 25,2 28,7
Участие в художественной самодеятельности 5,8 7,4 1,3
Участие в техническом творчестве 4,1 2,2 0,5

Из приведенной таблицы видно, что важнейшими вида­ми проведения досуга для трех возрастных групп являются просмотр телепередач, кинофильмов, чтение, спектакли и концерты артистов из города и др.

Вполне понятно, что у молодежи, в сравнении с другими группами, большой интерес к просмотру видеозаписей, тан­цам, участию в неформальных организациях, прослушива­нию аудио записей.

Не менее сложной является ситуация и в развитии физ­культурно-оздоровительной деятельности. По данным со­циологических исследований, от 85 до 90% взрослого насе­ления не занимаются физкультурой в организованных фор­мах, а около 60% - не занимаются и самостоятельно. Осо­бенную тревогу вызывает отсутствие у молодежи интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Всеобщая система физвоспитания, призванная полно­стью охватить молодых людей занятиями физкультурой (от детского сада до вуза), пока еще не решает поставленную задачу. Безусловно, одна из причин - нехватка спортивных сооружений. В настоящее время провести занятия на закры­том спортивном сооружении круглосуточного пользования в Российской Федерации каждый желающий имеет возмож­ность лишь один раз в 20 дней. И соответственно, на откры­том спортсооружении сезонного пользования - лишь один раз в 15 дней.

Социологические исследования показывают, что еже­дневно человек имеет 4-5 часов свободного времени, в не­делю - 28-35 часов. Годовая величина сравнялась с анало­гичной величиной рабочего времени и составляет в среднем на одного человека около 1800 часов. Однако подчеркнем еще раз, что эти средние показатели неодинаковы у различ­ных категорий населения. На селе в силу нерегламентиро­ванности основных видов сельскохозяйственного труда, не­достаточного развития бытового обслуживания, занятости в личном подсобном хозяйстве испытывают наибольший де-

фицит свободного времени. Величина его у молодых работ­ников сельскохозяйственного производства примерно в полтора раза меньше, чем у работающей молодежи города.

Объем свободного времени, конечно, очень важен. Но не менее, если не более, значимо и другое: чем и каким об­разом оно заполняется.

Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению за­трат свободного времени на творческую деятельность, свыше 17 миллионов юношей и девушек включено в само­деятельное художественное творчество.

Вместе с тем созданные условия и предоставленное мо­лодежи свободное время не всегда используются эффектив­но. Около половины рабочей и свыше двух третей сельской молодежи нигде не учится. Многие молодые рабочие и кол­хозники не участвуют в общественной работе. 7% сельской молодежи не читают художественной литературы, 2,6% -газеты и журналы. Потребление культуры примерно в 3-4 раза преобладает над участием в создании культурных цен­ностей, активном освоении их1. Причем установлено, что у сельских жителей доля пассивного досуга оказывается в пять раз выше, чем у горожан.

Все большим успехом пользуются платные, формы за­нятий физкультурой. Учреждения культуры эпизодически проводят массовые соревнования («Папа, мама, я - спор­тивная семья», «Всей семьей — на старт») и самостоятель­ные занятия физическими упражнениями.

Все большую популярность в структуре досуга у людей приобретает туризм. Туризм - понятие, объединяющее представления о туризме как относительно самостоятельной сфере деятельности, являющейся одновременно и экономи­ческой отраслью хозяйства, и специфической областью жизнедеятельности людей, характерной составной частью

См.: Пищулин Н.П., Лошкарев Ю.С. Об улучшении организации свободно­го времени молодых рабочих. - М., 1985. - С. 97.

современного образа жизни и формой деятельности учреж­дений культуры.

Туризм - один из видов развивающейся активности на­селения, оказывающий влияние на всю социально-культурную сферу общества. Одновременно туризм - это активный вид отдыха, базирующийся на связях человек -естественная среда» и «человек - культурно-историческая среда», с обязательной переменой социально-культурной среды. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для воз­никновения и раскрытия человеческих способностей и по­требностей, для экспонирования новых возможностей и способов их использования в новых условиях жизни.

Все большую популярность будут приобретать и экс­курсии - коллективные, групповые выходы, выезды людей на природу, путешествия с определенной ознакомительной, познавательной, образовательной целью.

На рынке услуг сегодня существуют все необходимые условия для создания качественного туристического про­дукта: накопившийся опыт работы, хотя и небольшой, уже отлаженный механизм взаимодействия с зарубежными партнерами, наличие конкуренции как стимула к совершен­ствованию и поиску новых неординарных решений и, нако­нец, взыскательный покупательский спрос, сложившийся в результате повышения возможностей и интереса у населе­ния, престижность поездок, необходимость в помощи тур­фирм при организации поездок в ближнее зарубежье.

Одновременно с этими факторами, положительно влияющими на качественное развитие туризма и удовлетво­рение возрастающих запросов клиентов, существуют фак­торы, тормозящие процесс совершенствования. Важнейшей проблемой является недостаточно высокий уровень профес­сионализма работников турфирм, их технологического мас­терства, под которым мы понимаем умение анализировать прошлый опыт, выбирать то, что будет эффективно рабо-

 

тать в современных условиях, устанавливать дифференци­рованный подход к работе с различными группами населе­ния (по возрастному, национальному, экономическому, со­циальному и другим принципам).

Экскурсии бывают различных видов и типов. В содер­жательном отношении экскурсии бывают на исторические, производственные, спортивные и т.д. темы. Тип экскурсии обычно подразделяют по числу в ней участников: массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые и групповые экскурсии характеризуются и более масштабным распространением материала: выезды на пароходе, поезде, автомашинах по определенным маршру­там, преследующим познавательные цели, знакомство с жизнью различных регионов страны и других государств.