V. Цель и целеполагание. Соотношение целей и мотивов

Как видно из сказанного выше, цель и целеполагание занимают важнейшее место в структуре деятельности. Более того, именно наличие цели делает деятельность деятельностью и отличает ее от поведения. В предыдущей лекции указывалось также, что способность к целеполаганию – один из главных, отличительных признаков сознания и его отличия от психики животных.

В современной психологии целью называют образ конечного результата деятельности. Этот образ может иметь предметную форму, но может иметь и любую другую, в частности цель часто формулируется в вербальном (словесно-понятийном) виде. Цель, таким образом, непременно должна осознаваться, а, если такого осознания нет, то нельзя и говорить о ее наличии.

Надо иметь в виду, что нередко данное понятие используется в других смыслах. Например, в рамках системного анализа оно объективируется и трактуется как конечное состояние, к достижению которого стремится любая система (в том числе физические, технические, биологические и другие системы). Известный немецкий социолог начала XX в. Г.Зиммель, например, полагал, что в природе все целесообразно. В его понимании она имеет общую, конечную цель своего развития, которая конкретизируется во многих частных целях. Человек же, по его мнению, благодаря наличию сознания как раз способен эту целесообразность нарушать. Как видим, он придерживался особого понимания сущности целесообразности и отождествлял ее с объективной, генетической заданностью. В итоге у него получается, что целенаправленными являются безусловно рефлекторные и инстинктивные формы поведения, а сознательные действия человека, наоборот, препятствуют природной целесообразности. Данная точка зрения, должна считаться, скорее, экстравагантной. Я буду использовать понятие цели исключительно в приведенном выше, чисто психологическом смысле.

В эволюционном плане способность человека к постановке целей, по всей видимости, сформировалась на основе психического феномена, называемого антиципацией. Это – так называемое опережающее восприятие, т.е. способность живого существа прогнозировать развитие событий, предвидеть следующее изменение ситуации и заранее подготовиться к нему. Таким образом, именно антиципация позволяет формировать образы, относящиеся к будущему. У животных проявления ее связаны с весьма короткими временными интервалами и только с реально воспринимаемыми событиями (примером может служить кошка, которая, заметив мелкое животное, скрывшееся в тонкой трубе, бежит к другому ее концу). У гоминидов в ходе эволюции способность к антиципации постепенно усиливалась.

Кроме того, не мешает вспомнить то, о чем мы уже говорили на предыдущей лекции: у многих видов животных наблюдаются достаточно сложные формы поведения, внешне похожие на целенаправленные (аппетентное поведение). Именно они могли в сочетании с возрастающей способностью к апперцепции стать основой для возникновения у древнего человека сначала коротких, а потом все более длительных цепочек взаимосвязанных действий, ориентированных на достижение некоего конечного результата. В состав этих "цепочек" могли входить отдельные действия, являющиеся частью различных сложных инстинктов. Однако генетическая регуляция здесь уже была невозможна. Так могло возникнуть сознательное целеполагание.

Цель часто смешивают с мотивом (еще раз напомню, что проблема мотива и мотивации будет специально рассматриваться в лекции 15). Общее между ними состоит в том, что и цель, и мотив направлены в будущее; они присутствуют в уже начатом, но еще незавершенном действии (деятельности) и обуславливают его смысл и предназначение. Что касается основного различия между ними, то оно таково. Цель является ответом на вопрос "Что?" Мотив же – это всегда ответ на вопрос "Зачем? Для чего? Почему?" Например, когда человек в ответ на вопрос, зачем он делает нечто, заявляет, что хочет заработать денег, он сообщает не о мотиве, а о цели своей деятельности. Мотив же будет состоять в том, зачем, для чего ему нужны деньги, что он надеется получить от них, причем, не в материальном, а в психологическом смысле.

Из сказанного можно сделать вывод: цель – объект или его субъективный образ, а мотив – внутренняя причина, по которой именно этот объект становится привлекательным для данного человека. Различие между мотивом и целью, таким образом, близко к различию между мотивом и стимулом, под которым обычно понимают все внешние факторы, которые могут воздействовать на поведение человека. Мотивы являются внутренними побуждениями, а стимулы – внешними побудителями. Это дает основание утверждать, что именно различные стимулы: деньги, вещи, должности и т.д. становятся для человека целями.

Таким образом, цели, которые ставят перед собой люди, являются гораздо более разнообразными, нежели мотивы. В частности, они могут быть социально одобряемыми и антиобщественными. Поэтому любая культура устанавливает нормативную приоритетность различных целей, а также устанавливает неприемлемые цели, стремление к достижению которых не только порицается, но и наказывается. Однако, увы, люди достаточно часто преследуют свои индивидуальные цели, приходящие в противоречие с социально одобряемыми.