IV. Структура деятельности

Существуют два основных подхода к описанию структуры деятельности:

- молярный,

- поэтапный.

При использовании молярного подхода задача состоит в том, чтобы выделить простейшие элементы, из которых складывается деятельность. Это можно представить примерно так же, как рассматривают структуру какого-то вещества (представьте себе, например, кусок льда: он образуется из отдельных кристаллов; они, в свою очередь, состоят из отдельных молекул; те складываются из отдельных атомов; наконец, атомы образованы элементарными частицами).

Если приложить такой подход к структуре любой деятельности, то можно показать, что она складывается из отдельных действий, они, в свою очередь, из отдельных операций, а операции – из отдельных движений. Например, мытье посуды, как целостная деятельность, состоит из мытья каждого предмета посуды (кастрюля, тарелка, чашка и т.д.). Так будут выглядеть отдельные действия. Каждое такое действие будет частью общей деятельности, а само оно будет состоять из отдельных операций. Назовем основные из них для нашего примера: взять кастрюлю в руку, поднести к струе воды и смыть остатки пищи, намылить, снова смыть, при необходимости повторить две предыдущие операции, поставить кастрюлю на место. Каждая из названных операций будет складываться из множества мелких мышечных движений, совершаемых рукой в целом, кистью, отдельными пальцами.

Так же может быть рассмотрена любая внутренняя психическая деятельность. Например, решение какой-либо мыслительной задачи является деятельностью. Предположим, человеку нужно решить какую-то чисто бытовую проблему. Ее решение будет складываться из продумывания отдельных этапов или относительно самостоятельных частей проблемы. Это можно назвать отдельными умственными действиями. Они будут складываться из логических операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и т.д. Наконец, последние будут состоять из отдельных "движений" мысли (использование тех или иных понятий, установление соотношений между ними, формулировка конкретных суждений и т.п.).

Нетрудно видеть, что такой подход к структурированию деятельности тесно связан с рассмотренным ранее соотношением умений и навыков. Отдельные движения, операции и даже действия могут изначально быть или становиться навыками в результате частого повторения или тренировки, а в сочетании с другими операциями и действиями они образуют комплексное умение. Так, одни и те же навыки могут образовывать разные сочетания и складываться в разные умения.

Поэтапный подход к структурированию деятельности связан с определением последовательности ее разворачивания во времени и перехода из внутреннего плана во внешний. При детальном структурировании выделяются следующие этапы.

1. Любая деятельность имеет в своей основе некую актуализировавшуюся потребность или интерес. Это – так, независимо о того, осознается ли данный факт самим человеком или нет, т.е. любая деятельность, будь то социальная или индивидуальная, учебная или трудовая, в конечном счете, вызвана к жизни той или иной потребностью (интересом).

2. Наличие потребности или интереса порождает мотив, т.е. внутреннее побуждение, имеющее в отличие от потребности уже не физиологическую, а психологическую природу. Мотив необходимо отделять от потребности, потому что можно указать на массу случаев, когда потребность актуальна, а деятельность, направленная на ее удовлетворение, по тем или иным причинам откладывается (это как раз и вытекает из способности человеческого сознания подавлять инстинкты, о чем говорилось в предыдущей лекции). Это значит, что мотива нет, если нет самой деятельности. Более полно о соотношении потребностей и мотивов будет говориться в лекции 15.

3. Поскольку мотив является лишь общим, генерализованным побуждением (человек, который начал совершать действия, направленные на удовлетворение пищевой потребностив, выражаемый фразой "я хочу сейчас поесть", не фиксирует, что именно я буду я есть), он должен быть конкретизирован, т.е. должен быть "найден" конкретный объект или хотя бы представлен его образ. Так появляется цель. На их соотношении с мотивами я остановлюсь в следующей части лекции.

4. В простых случаях, прежде всего, в случае совершения элементарных деятельностей, для которых существуют давно разработанные, стандартные практики и технологии, наличия мотива и цели достаточно для начала предметной деятельности. Например, если, приехав к себе на дачу, человек увидел на грядке огурец, и ему захотелось его съесть, нет ничего проще – он подходит и срывает. В более сложных случаях должен быть разработан план (программа) достижения цели. Нередко может разрабатываться несколько разных планов. Например, если тому же человеку захотелось огурцов, когда он находится в городской квартире, перед ним есть как минимум два варианта: съездить на дачу или сходить на рынок (магазин).

5. Для того, чтобы выработанный план начал реализовываться, необходимо принять решение. Тем более этот этап необходим в тех случаях, когда разрабатывается несколько разных планов достижения поставленной цели. В таких случаях принятие решения, в сущности, превращается в проблему выбора между различными планами и программами. Хорошо известно, что нередко именно принятие решения превращается в тяжелейшую проблему для человека. В силу особой важности этого данного этапа я специально остановлюсь на нем в последней части лекции.

6. Принятие решения еще не означает, что вслед за ним непременно начнется практическая деятельность. Есть немало примеров того, как они не выполняются. Можно в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание М.Твена: "Нет ничего легче, чем бросить курить. Я делал это много раз". Очевидно, что он имел в виду принимавшиеся им решения, ни одно из которых не выполнялось. Поэтому далее должно следовать волевое усилие (проблема воли будет рассматриваться далее в лекции 17). Без него решение вполне может остаться всего лишь решением. Данный этап, однако, довольно часто отсутствует при выполнении многих обычных, рутинных видов деятельности. Например, проснувшись утром, человек идет чистить зубы не потому, что он принял такое решение, а потому, что это давно превратилось у него в привычку, в навык.

7. Лишь после всего этого в случае со сложными деятельностями начинается практическая реализация решения, т.е. деятельность переходит из внутреннего (психического) плана во внешний (предметный). Здесь уже совершаются различные совокупности моторных, речевых и прочих действий, которые легко поддаются наблюдению со стороны.

8. Очевидно, что они могут не только наблюдаться посторонними людьми, но и отслеживаться самим исполнителем. Таким образом, одновременно с практической реализацией решения осуществляется контроль его исполнения (опять во внутреннем плане), т.е. человек проверяет, насколько успешно он продвигается к цели. Можно назвать этот процесс модным сегодня термином мониторинг. Если результаты не удовлетворяют человека, он вносит коррективы в план, либо переходит к реализации другого плана (а это является уже принятием нового решения).

return false">ссылка скрыта

Как можно видеть, все названные этапы за исключением одного относятся к внутренней психической деятельности и только один (седьмой) – к внешней предметной. Особенности мотивации, целеполагания, планирования и прогнозирования, принятия решений, воли, самоконтроля в случае с каждым человеком носят индивидуальный характер, а все вместе они образуют то, что в психологии принято называть саморегуляцией (индивидуальный контур саморегуляции). Это – совокупность психологических умений и способностей, с помощью которых человек управляет собственной деятельностью и поведением, и которые являются для него типичными.

Саморегуляция осуществляется на различных уровнях. Можно, например, с полным на то основанием говорить о бессознательной саморегуляции, осуществляемой на уровне организма (организм сам регулирует свою активность в зависимости от разных факторов); существует, безусловно, сознательная саморегуляции и др. В реальности у любого человека всегда сочетаются бессознательные и осознаваемые компоненты саморегуляции, но в каждый момент времени один из компонентов может преобладать над другим. Например, у человека, действующего сейчас под влиянием аффекта, явно преобладает неосознаваемая саморегуляции. Поэтому в юриспруденции есть известная формулировка: "действие, совершенное в состоянии аффекта" (использование ее дает возможность снять с обвиняемого хотя бы часть ответственности за совершенное).

С древнейших времен создавались различные системы психологической саморегуляции, которые входят составными частями в различные философские и религиозные учения. В этом плане особенно выделяются различные восточно- и южно-азиатские учения (йога и др.). Разновидностью таких систем являются также появившиеся в последние десятилетия различные техники аутотренинга. Их суть как раз и состоит в овладении специфическими техниками и умениями, направленными на оптимизацию целостного механизма саморегуляции или отдельных его компонентов (например, самоконтроля). Следует помнить, что иногда такие системы создаются в рамках сомнительных по своей идеологии учений (соционика, тоталитарные секты) и навязываются людям с целью манипулирования ими.

Каждый из психологических феноменов, входящих в состав общего механизма саморегуляции, связан с остальными, но имеет самостоятельное значение и давно изучается в психологии. В рамках данной темы будет полезно подробнее рассмотреть некоторые из них.