Глава 23. Концепция личностного роста: принципы, позволяющие достичь осознанности и духовной гармонии

 

Я не обязан быть таким, каким меня хотят видеть окружающие, и не боюсь быть таким, каким хотел бы видеть себя сам.

 

Мухаммед Али

 

Если задуматься над процессами, протекающими во Вселенной, можно прийти к выводу, что нет чего-то абсолют-но завершенного и постоянного. Что-то может показаться ста-бильным и неизменным, но это только иллюзия, возникаю-щая из рассмотрения ситуации в недостаточном количестве


 



взаимосвязей. Все во Вселенной является динамичным! Все из-меняется и перетекает из одной формы в другую. Это в равной степени справедливо как для органического мира, так и для неорганического. Только в органическом мире все процессы и явления более изменчивы. На протяжении многих лет эво-люции выживали только те организмы, которые приобретали соответствующие изменяющимся условиям существования качества. Те живые организмы, которые не подвергались про-цессу изменчивости, просто вымерли. Выживает только то, что стремится к своеобразному развитию и выработке новых способностей, соответствующих окружению. Этот процесс за-креплен природой на уровне ДНК и происходит автоматически. Отличие же человека от всех других живых существ в том, что он обладает интеллектом, а это дарует ему способность влиять практически на любой процесс своей жизни. Механизмы интел-лекта человека так сформировались в процессе эволюции, что образовалась личность. И социальный мир человека полностью состоит из многообразия отношений, в которые вступают огромное количество личностей. От того же уровня измен-чивости и приспособленности личности зависит выживание человека в современном социальном его понимании. Личность человека даже более динамична, чем все остальное в этом мире. Путем различных взаимоотношений с окружающей средой каждая личность формирует у себя качества, необходимые ей для выживания. Этот процесс можно определить как лич-ностный рост. Личностный рост – это своеобразный механизм выживания, который в условиях социального мира никуда не исчез, а только более видоизменился и принял другие формы.

 

Каждый человек от рождения имеет некоторый генетиче-ский набор качеств, которые могут в процессе социализации развиваться или оставаться в рудиментарном состоянии, также могут вырабатываться новые качества, присущие конкретно-му индивиду. И только сам человек может решать, управлять ему этим процессом или нет. Личностный рост – это словес-ное понятие, описывающее процесс изменчивости человека. Личностный рост – это непрерывное изменение личностных привычек на более эффективные и соответствующие постоян-но изменяющимся целям. Личностный рост – это постоянное движение к новому и неизведанному. Личностный рост – это преодоление страхов, контроль над слабостями, освобождение от различного рода предрассудков и суеверий, способность


 



понимать процессы и явления в их взаимосвязи и непосред-ственном естестве, понимание природы человека. Рост в лич-ностном плане происходит в результате усвоения всего того количества навыков, способностей и знаний, которые потом могут быть применены в соответствующих условиях. Чем боль-ше навыков и знаний, тем большее количество условий могут быть расценены как подходящие. Как сказал один мудрец: «Смысл развития мудрости в том, чтобы приложить нужное усилие в нужном месте и в нужное время». Но дело в том, что все вышеприведенные понятия определяются как нужные в зависимости от картины мира конкретного человека, кото-рая находится в прямой корреляции от знаний и навыков. Принцип прост: если вы что-то умеете или знаете, то сможете это использовать в определенных обстоятельствах, а если не умеете, то даже о существовании многих обстоятельств будете судить с позиции «черное – белое» и, соответственно, не рас-цените ситуацию как благоприятную для использования навы-ков. Поэтому необходимо понимать, что приобретение знаний должно сочетаться с размышлением о них и превращением их в личный опыт. В этом случае это будет усвоение знаний, а не мертвое их накопление. И все это не должно быть оторвано от практики. Тогда постепенное усвоение (не накопление) навы-ков и знаний будет вести к мудрости и осознанности в мыслях и действиях.

 

Инструментом для осознанного личностного роста явля-ется способность к саморефлексии и осознанию индивидуаль-ного несовершенства, что дает возможность искать различные варианты действий, которые могут способствовать изменению существующего положения. Внутренний потенциал челове-ка безграничен, но он будет оставаться возможностью до той поры, пока ресурсы индивида не будут направлены на его реализацию. В условиях современного мира любой человек либо растет в личностном плане, либо деградирует. Именно от роста личности зависит успех индивида в современном мире. Концепция эффективного личностного роста заключается в непрерывном управляемом усвоении знаний, навыков и спо-собностей, применяемых согласно принципам мудрости, вы-работанным конкретным человеком в ходе опыта и структури-рованных в индивидуальную философию осознанной жизни. Помимо непрерывного освоения и применения новых идей и навыков необходимо вырабатывать очень важный принцип:


 



осознанности в мыслях и действиях. Этот аспект является, по-жалуй, важнейшей составляющей теории личностного роста человека. Существует множество техник, позволяющих выйти на более высокий уровень осознанности. Важнейшие из них будут описаны далее. Все они при правильном применении ведут к этапу, именуемому как «просветление», которое явля-ется разновидностью высшей осознанности. В этом понятии и состоянии нет ничего мистического. Хотя, конечно, бытует мнение, что просветление – это что-то из области эзотерики, мистическое, полностью покрытое ореолом тайны и доступ-ное только избранным. Но я полностью опровергаю это мне-ние! Это просто сложное слово для обозначения доступного любому человеку состояния, если он займется непрерывным совершенствованием личности, сбросит оковы невежества, начнет осознавать взаимосвязи, существующие в природе и в человеческой психике, освободится от предрассудков, глупых верований, избавится от ассоциирования себя с предметами, искоренит в себе отрицательные эмоции и установки (типа зависти, обиды, неконтролируемого гнева и озлобленности), обретет осознанность в мыслях и действиях, возьмет власть над инстинктами в свои руки и научится размышлять о вза-имообусловленностях бытия, не отождествляя себя со свои-ми мыслями, то есть как бы со стороны. Просветление – это целостное и полное осознание природы реальности, наступа-ющее в результате, с одной стороны, познания, с другой, при-нятия действительности непосредственно без интерпретации поступающего опыта и создания какой-либо субъективной концепции мира. Просветление является определенным со-стоянием, наступающим в результате непрерывного развития личности и осознания иллюзорности того, что воспринимается нами посредством чувств, при условии, что человек понимает, что является свободным и ограниченным лишь механизмами собственной системы «тело – разум». Просветление подобно умению видеть целый фильм, а не отдельные кадры, или даже скорее не сам фильм, а саму ситуацию, в которой этот фильм показывают. Многие воспринимают просветление как вершину лестницы, как однократно свершающийся факт, к которому нужно идти путем самоистязаний, а дойдя, уже ничего делать не нужно. Но это не так! Просветление является непрерывным этапом саморазвития; оно представляет собой путь размышле-ний, следуя по которому, человек всеми способами пытается


 



начать воспринимать мир непосредственно. Многие описывают просветление как яркую одномоментную вспышку, но таковой она кажется, потому что огромный багаж духовного опыта, обретенного пытливым и свободным, концентрированным на духовном поиске умом, накладывается на определенный мо-мент, и возникает психическое состояние «самадхи», то есть, с одной стороны, отстраненности от всех мирских мыслей и растворения собственной индивидуальности, с другой самого всестороннего присутствия, которое объясняется осознанием осознания производимых действий и мыслей, в результате чего воспринимающий и воспринимаемое образно объединяются, то есть человек понимает предрассудство и бессмысленность всех мирских устремлений и построения иллюзорных концеп-ций, но также, влекомый духовным опытом, обретает смысл в этом состоянии непосредственного созерцания своих чувств и мыслей, возникающих в результате длительной самореф-лексии и дарующих ощущение целостности и завершенности. Человек, находясь на пути своих исканий, пребывает только в этом моменте, но наступает такой период, когда он соотносит то, к чему пришел путем познания и размышления, с тем, чего раньше придерживался, и именно в этом соотнесении в соче-тании с последующим принятием реальности без построения каких-то концепций относительно нее и возникает ощущение пробуждения. Во многих случаях оно возникает постфактум. Поэтому природа просветления кроется в длительном размыш-лении о вещах и природе с позиции наблюдателя, концентра-ции на своем духовном опыте и рефлексии, то есть один из аспектов просветления заключен в том, что человек стремится воспринимать чувственную информацию непосредственно без каких-либо интерпретаций и не пытается строить концепции на основе воспринимаемого опыта. И до определенной степени это получается. Но только до определенной, потому что полностью объективную информацию без примеси опыта при помощи субъективных органов чувств получить нельзя, поэтому все-таки весь предыдущий опыт мышления в некоторой мере на-кладывается на мозаику восприятия безынтерпретативного (до возможной степени) момента, и возникает что-то вроде разотож-дествления мыслящего, мыслей и того, на что они направлены, а это порождает ощущение пробуждения или просветления.

 

Как уже было описано, одним из этапов, ведущих к каче-ственному изменению личности, является осознанность. Она


 



же является одной из важнейших составляющих концепции личностного роста. Осознанность можно определить как со-стояние концентрации субъекта на опыте настоящего момента; это фокусировка сознания на происходящем без оценки и уста-новления других индивидуальных релятивистских конструк-ций субъекта по отношению к окружающему миру, то есть непосредственное восприятие переживаний без сопоставления их с существующей у человека идеологией, которая всегда ис-кажает восприятие. Состояние осознанности – это восприятие без субъективных оценок, что ведет к обнаружению множества других взаимосвязей этого мира по отношению к человеку, а это подводит к освобождению человека от различных зави-симостей и фетишизаций социального мира. Осознанность может быть достигнута в переживании внутренних состояний или в чувственном восприятии стимулов из внешнего мира. Существует множество техник, позволяющих достигать осоз-нанности и духовной гармонии, что, в свою очередь, ведет к качественному росту личности. Ниже приведены наиболее

эффективные из них.