Общение в юридической практике как разновидность делового общения

 

В юридической деятельности общение протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных формкоммуникации: прием заявлений у граждан, допрос в ходе предварительного следствия, получение определенных объяснений у субъектов, участвующих в гражданском судопроизводстве, судебные прения сторон, обмен информацией и т.д. Особый вид и режим профессионального общения юриста предусмотрены в законодательстве в ходе уголовного дела и в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам. Таким образом, можно сделать вывод, что начало, ход и развитие профессионального общения юриста в уголовном и гражданском процессах определяются правовыми (процессуальными) нормами, которые предписывают обязательное соблюдение установленных в законодательстве форм общения и регламентированный юридический порядок речевого (вербального) взаимодействия сторон.

Юристу-практику важно знать, что процедура процессуально регламентированного общения, его в большей мере формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, а также обязательные условия, при которых профессиональное общение может осуществляться (см.: гласность, устность, непрерывность, непосредственность), никем не могут быть нарушены (см. ст. 9, 146 ГПК РФ). Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться акт общения, и кончая разными процессуальными формальностями, которые завершают диалог общения сторон с особым порядком протоколирования. Поэтому юристу требуются определенные способности в общении и, в частности, умение устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая при этом его индивидуально-психологические особенности, пробудить его интерес к общению в связи с разными обстоятельствами, имеющими правовое значение.

В структуре общения выделяются три его непременные составные части:

· :><<C=8:0B82=0O AB>@>=0, :>B>@0O 2:;NG05B 2 A51O >1<5= 8=D>@<0F859 <564C AC1J5:B0<8 ?@02>>B=>H5=89;

· перцептивная сторона, которая определяет процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения;

· 8=B5@0:B82=0O AB>@>=0, :>B>@0O 70:;NG05BAO 2 >@30=870F88 2708<>459AB28O, A>2<5AB=>9 45OB5;L=>AB8 ?0@B=5@>2 >1I5=8O.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Основная цель деловой беседы - убедить партнера принять ваши конкретные предложения. Задачами беседы выступает получение служебной информации, взаимное общение работников одной сферы, совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов, контроль и координация начатых мероприятий, стимулирование трудовой активности.