Типы и группы жестов. Особенности их применения.

…В принципе люди давно поняли, что для результативного общения понимать и чувствовать собеседника нужно, и делать это можно по-разному. В частности, известно, что “тайные мысли” и настроение другого человека можно “прочитать” еще и по его позам и жестам.

Жесты прихорашивания – поправление волос, женская демонстрация запястья, мужское поправление галстука и т.д. практически однозначно считаются признаками интимного расположения к собеседнику (собеседнице). Однако у демонстративных личностей такие жесты обозначают прежде всего попытку привлечь внимание к своей особе или просто постоянную заботу о своей внешности.

А о галстуке мужском вообще отдельный разговор. Демонстративные мужчины, поправляя его узел, чаще всего просто хотят привлечь именно к галстуку внимание своей собеседницы: чтобы она оценила рисунок, фактуру, цвет и т.п.

Жест “переплетенные пальцы”, особенно полураскрытыми ладонями к себе. Общепринятое толкование всей группы “переплетенных” жестов – скрытая вражда, внутренне отрицательное отношение к собеседнику, разочарование и тому подобное. Однако такое прочтение верно, пожалуй, только для Демонстративного типа. Но с другой стороны - такой жест весьма характерен для Сомневающихся людей, особенно выступающих на публике.

Жест “скрещенные на груди руки” (так называемая поза Наполеона) принято трактовать как барьер, попытку отгородиться от окружающих. Это тоже не совсем верно. Скажем, нередко именно таким жестом Демонстративная или Непосредственная дама приподнимает и словно выставляет вперед свою грудь. Но Демонстративная это делает затем, чтобы привлечь к этой зоне тела внимание собеседника, а Непосредственная таким образом может обозначать и агрессию, и готовность к “нападению”!

“Жест волейболиста” – поднятые перед грудью или лицом обе руки, развернутые ладонями к собеседнику, относится вроде бы к группе “жестов доброй воли” – в частности, по общепринятому толкованию раскрытые ладони, направленные к собеседнику, означают всяческое миролюбие. Понятно, что это сложилось исторически – люди таким образом демонстрировали, что в руках нет оружия… Но вот нередко для Приземленного типа (особенно если к нему пришел докучливый проситель) этот жест обозначает именно отгораживание, барьер, а иногда и откровенную просьбу “пойти подальше” – мол, аудиенция закончена.

Обирание несуществующих ворсинок с одежды во время беседы Пиз толкует как признак скрытого несогласия с услышанным, неприятие этой информации – во всяком случае, как эмоционально значимую реакцию на слова собеседника. Однако, скажем, в исполнении Демонстративного типа это действие может обозначать лишь откровенную скуку и полное безразличие к тому, что говорится. А Приземленный тип, как правило, в принципе озабочен тем, чтобы его одежда всегда была безукоризненно аккуратной. И даже во время самой увлекательной беседы он может углядеть на себе несуществующие пылинки и начать их снимать, забыв обо всем. А потом обидится, если его спросят, с чем он не согласен.

Копирование жестов собеседника принято расценивать как желание найти общий язык, признак стремления пойти навстречу, достигнуть согласия. В принципе это верно. Именно поэтому Демонстративные личности бессознательно “отзеркаливают” реакции собеседника (причем не только жесты, но и эмоции, и точку зрения, и тому подобное) - чтобы быть окружающим особенно приятными. Да и Приземленный, желая угодить начальству, копирует его жесты – как и привычки, и увлечения; правда, делает это, в отличие от Демонстративного, осознанно, и даже тратит на это некоторый труд.

Жеста “поправление одежды на собеседнике” у Пиза нет – возможно, потому, что в американской культуре это считается неприличным. Однако у нас это сплошь и рядом: скажем, разновидность такого жеста – взять собеседника за пуговицу. Трансакция этого проста – желание взять на “короткий поводок” или вообще показать: “Я твой отец (мать), значит, я имею над тобой власть” (не говоря уже о том, что поправляя на собеседнике одежду, вы так или иначе подходите к нему слишком близко, вторгаясь в зону его интимного пространства, и он чувствует себя перед вами беззащитным).