Особенности развития риторики
Античность | Средневековье | Возрождение | Новое время |
Высокая востребован-ность | снижение востребованности | некоторое повышение спроса | постепенная дальнейшая утрата популярности |
нет специализации, риторика нужна всем свободным гражданам | есть специализация, риторика востребована преимущественно у верхушки общества, особенно у священнослужителей и ученых | расширение состава людей, которым нужна риторика (светские люди в целом, а не только священнослужители и ученые) | сужение состава, постепенное выделение конкретных групп, которым риторика нужна в силу профессиональной принадлежности (юристы, писатели, журналисты) |
ориентация на красноречие, устные выступления и ведение дискуссий | ориентация преимущественно на составление письменных религиозных и научных трактатов, проповедей и научных докладов. Дискуссии перемещаются в сферу письменности | риторика востребована в сфере устного бытового общения и в сфере изящной словесности. Искусство полемики отходит на задний план | в узкоспециализированных группах риторика ориентирована на выполнение конкретных функций (речи в суде/публицистические статьи), от этого зависит ориентация на письменную или устную речь |
практическая значимость, свод практически применимых и проверенных в деле принципов | формирование «классификационного» направления как ответвления риторики | усиление классификационного подхода, переориентация на сферу художественной литературы | превращение сначала в теорию литературы, а потом и в совершенно оторванную от жизни зубодробительную дисциплину |
обязательная в системе образования дисциплина, полезность которой всеми осознается | обязательная дисциплина, наряду с логикой и грамматикой, которая, однако, начинает скатываться в сторону схоластики | обязательность школьной дисциплины воспринимается как дань традиции, однако умение строить беседу является необходимым навыком (постигается на личном опыте) | чем дальше, тем больше риторика воспринимается как оторванный от жизни предмет и постепенно отмирает как часть образовательной программы |
впервые происходит выработка правил и принципов риторики | как база используются правила, существовавшие в эпоху античности | происходит пересмотр правил в связи с новой сферой применения (светское общение) и развитием национальных языков, письменности вместо общего языка науки и религии - латыни | очередной этап сбора и подытоживания уже существующих правил, кодификации уже выработанных норм |