Концепция способностей В. Д. Шадрикова

 

Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.

Способности индивида представляют биологическую организацию человека. Они являются свойствами функциональных систем и выполняют познавательную и адаптивную функции.

Развитие операционных механизмов в деятельности свидетельствует о появлении способностей субъекта деятельности, которые формируются на основе способностей индивида. Под влиянием требований деятельности происходит отбор приемов переработки информации, формируются новые, необходимые для повышения эффективности данной деятельности интеллектуальные операции. В процессе конкретной деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к содержанию деятельности (оперативность). Благодаря оперативности общие способности трансформируются в специальные.

Способности личности предполагают включенность личностных механизмов регуляции (мотивационных, эмоциональных, волевых). Способности этого уровня вбирают в себя способности субъекта деятельности и индивида, обеспечивая социальное поведение. Высшими личностными способностями являются духовные способности, представляющие собой новые системные качества, появляющиеся при интеграции в структуру способностей нравственных норм, духовных ценностей. Характеризуя сферу способностей человека, используются также понятия «одаренность», «интеллект», «талант», «гениальность». Одаренность – это интегральное проявление способностей в целях конкретной деятельности. Интеллект – интегральное проявление способностей, знаний и умений. Талант – проявление интеллекта в отношении конкретной деятельности, познания природы. Гениальность же проявляется как создание принципиально нового по отношению ко многим видам деятельности.