ФАКТОРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ТЕСТ Р. КЕТТЕЛЛА)

/ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О РАБОТЕ С ТЕСТ-ОПРОСНИКОМ

16-факторный личностный опросник Р Кеттелла (16-ФЛО) в настоящее время является одним из распространенных к апробированию методов определения и измерения индивиду­альных различий личностных свойств, применяемых в профес­сиональном отборе Он относится к методам психологической диагностики на основе самооценки тех лиц, которые являются объектами исследования, и позволяет в короткое время полу­чить достаточно полное представление об устойчивых свой­ствах личности

16 ФЛО разработан Р Кеттеллом на базе фундаменталь­ных психологических исследований личности и включает три вида данных

1) те, которые Р Кеттелл называет «L» — данные, или
«факты жизни», получаемые при регистрации реального поведе­
ния человека в повседневной жизни, главным образом, посред­
ством оценочного шкалирования,

2) «Q» — данные изучения личности с помощью опросни­
ков и других методов самооценок,

3) данные объективных тестов и экспериментов Суждения,
включенные Р Кеттеллом в опросник, в окончательной форме
остались после экспертного анализа нескольких тысяч харак
теристик личности и проведения трех факторных анализов
в различных группах испытуемых Эти суждения по смыслу
оказались наиболее важными и точными в отношении опре­
деляемых факторов, поэтому при пользовании опросником
запрещается какое либо произвольное переформулирование суж­
дений, придание им более «удобной и понятной» для обследуемого
контингента формы, так как в этом случае может быть нару­
шено психометрическое содержание суждения, а значит, и на­
дежность опросника

Используемый для профотборов 16-ФЛО является адапти­рованным, стандартизированным вариантом для взрослых (от 15-16 лет и старше) с образованием не менее 5 классов, т е людей, имеющих различный возрастной и образовательный


уровень Поэтому психодиагностические цели достигаются ответами на распространенные всем понятные ситуации

Для удобства и надежности повторных исследовании одних и тех же лиц разработаны несколько форм опросника форма А и В включают 187 суждении, форма С — 105 суждений С целью повышения надежности самооценок испытуемых в тех случаях, когда это позволяет обстановка, рекомендуется прове сти исследование в один день по форме А, на следующий день повторить его по форме В и на основании двух измерении вывести профиль личности Но можно ограничиться и одно кратным измерением, поскольку структура опросника такова, что в любом случае будут выявпены основные личностные тенденции (форма С)

Ответы испытуемых на предлагаемый опросником пе речень суждении позволяет диагностировать основные лич ностные свойства по 16 функционально независимым пси хологически содержательным факторам

Составление развернутых характеристик личности и по строение личностного профиля целесообразно в процессе индивидуального психологического консультирования

// ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ

Работа с опросником 16 ФЛО требует хорошей осведомленно­сти с некоторыми фундаментными личностными свойствами, составляющими основу темперамента человека, их психологи­ческой терминологией и поведенческой интерпретацией

Экстраверсия интроверсия как свойство темперамента характеризует направленность психической жизни, ума челове­ка на внешний или внутренний мир Интроверсия определяется как внутренняя направленность ума, предпочтение абстрактных ит,ей конкретным явлениям действительности

Экстраверсия — внешняя направленность ума на людей, предметы внешнего мира

Типичный экстраверт общителен, имеет много друзей, комму­никабелен, не любит уединенных занятий Стремится к ярким впечатлениям, риску Действует под влиянием момента, импуль­сивен Находчив в разговоре Любит перемены, беззаботен, оптимистичен Предпочитает действовать, склонен к агрессии,


бывает несдержанным ненадежен в общении из-за поверхност­ных контактов

Типичный интроверт — скромен, склонен к уединению предпочитает книги общению с людьми Сдержан, сближается только с немногими друзьями Свои действия планирует заранее, неимпульсивен Не любит сильных впечатлений, серьезный, стремится к спокойной упорядоченной жизни Контролирует свои эмоции, не агрессивен, несколько пессимистичен, придает большое значение моральным и эстетическим нормам

Экстраверты лучше, чем интроверты, работают в напряже­нии, стрессовых условиях, проявляют хорошую переносимость к различным отрицательным и сильным внешним воздействиям (боль, высокие и низкие температуры внешней среды, побочные шумы), склонны к большей скорости выполнения заданий, если даже растет число ошибок Плохо работают в условиях монотонии Экстраверты лучше запоминают трудный материал и быстрее извлекают информацию из памяти в частности, смысловой (семантической), лучше оперируют материалом крат­ковременной памяти Экстравертированность личности нахо­дится в прямой зависимости с силой нервной системы и явля ется одним из показателей стрессоустойчивости человека

Интроверты хорошо работают в спокойных и монотонных условиях, лучше выполняют задания на бдительность (длитель ное отслеживание слабых эпизодических сигналов), придают большое значение точности и безошибочности, что приводит к снижению скорости работы, имеют более высокие показа­тели долговременной памяти У интровертов низкие сенсорные (чувствительные) и болевые пороги, а поэтому плохая переноси мость болезненных воздействий и сильнодействующих фак­торов внешней среды Интроверсия связывается с проявлением слабости нервной системы и стрессоустойчивостью Свойство экстра интроверсии является одной из существенных составля ющих фактора «А» в тесте 16-ФЛО

Эмоциональность человека является важнейшей формально-динамической характеристикой темперамента, отражающей способности к эмоциональному переживанию В эмоционально­сти выделяют качество преобладающей эмоции (радость, гнев, страх, печаль), эмоциональную возбудимость (скорость и легкость возникновения эмоциональных переживаний), силу


(интенсивность) эмоциональных переживаний и уровень эмоци­ональной устойчивости (способность выполнять заданную ра­боту в эмоционально сложных и неблагоприятных условиях деятельности) Эмоциональность энергизирует деятельность, в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения моти­вов изменяется ее продуктивность и качество Физиологичес­кой основой эмоциональности можно отчасти считать лабиль­ность нервной системы Чем выше лабильность нервной систе­мы, тем больше эмоциональная чувствительность индивида В тесте-опроснике 16-ФЛО одним из показателей эмоцио­нальности является фактор С В целом, обеспечивают эмоциональ­ность человека высокая сила и лабильность нервной системы, низкий уровень тревожности (фактор О) и невротизма, высокий самоконтроль (фактор Q3), «высокие показатели по фактору С

Доминантность — свойство, характеризующее лично­стную активность, и проявляется она в различной степени независимости, самоутверждения, агрессивности, настойчивос­ти, обязательности, практичности, умении управлять внешними обстоятельствами

return false">ссылка скрыта

Активность личности выражает природное стремление индивида к повышенной и разнообразной нагрузке в умствен­ной и психомоторной сфере с целью эффективного освоения окружающего мира Активность характеризуется скоростью протекания поведенческих актов, мерой потребности в деятель­ности, стремлением к разнообразию и новизне Лица с высокой личностной активностью склонны к творчеству, риску, лидер­ству в межличностных отношениях, стремятся к руководству, командованию (доминированию) Показатель доминантности по 16-ФЛО положительно связан с силой нервной системы и оценивается, главным образом, по фактору Е

Тревожность —■ обозначает особое состояние (ситуативная тревожность) и свойство темперамента (личностная тревож­ность) Состояние тревожности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, нервозности, чув­ством опасности, неясной угрозы, которые сопровождаются активацией вегетативной нервной системы

Тревожность как свойство темперамента проявляется в пред­расположенности к состоянию тревожности в различных жизнен­ных ситуациях, в том числе угрожающих, хотя угроза при этом


нередко оценивается непропорционально объективной опасное ти Выделяются разные причины развития тревожности ситу­ация беспомощности, когда нет приемлемых для личности путей и способов выбора поведения, следствие мотивационного конф­ликта, когда надо сделать выбор из нескольких субъективно неприятных моментов, низкая вероятность избежания нежела­тельного воздействия, наличие ситуации потенциальной угрозы Неотъемлемой предпосылкой тревожности является неопреде ленность обстановки или внутренний конфликт Проявляется тревожность в тенденции оценивать явления, предметы, события объективно не опасные как угрожающие с последующим пере­живанием состояния тревожности Если в силу каких-либо обстоятельств оно затягивается, то порождает как следствие недостаток уверенности в себе, раздражительность, уступчи­вость, пониженное самочувствие, чувство вины

Тревожность, как черта личности, увеличивает состояние беспокойства в угрожающих ситуациях Тревожность всегда сопровождается существенными гормональными и вегетативны­ми реакциями в организме и связывается со слабостью нервной системы Установлено, что незначительный уровень тревож ности может способствовать успешной деятельности, тогда как высокий уровень снижает ее эффективность, ведет к дезорга­низации поведения, располагает к развитию стресса

Следовательно, индивиды с высокими показателями лично­стной и ситуативной тревожности должны диагностироваться как стрессонеустойчивые

С помощью 16-ФЛО определяются различные аспекты тревожности, показатели которой отражены в факторах Q4, О, С, Н, М, Q3, L

Среди первичных факторов главную нагрузку по уровню тревожности, дезадаптивности несет фактор О

Ригидность — пластичность как свойство темперамента характеризует способность приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности Ригидность показывает отношения или установку человека к изменениям и фиксируется, как правило, в таких ситуациях, в которых есть необходимость и возмож ность изменений У человека с выраженной ригидностью от­мечаются трудности переключения на что-то новое, повышен­ная сопротивляемость изменениям и переходу от старых


привычных способов действия к новым Это инертность, кон сервативность, неподатливость изменениям и трудности пере ключения с одного вида деятельности на другой Пластичность является противоположным ригидности свойством личности

По 16 ФЛО свойство ригидности пластичности определяет ся показателями фактора Q,

Все перечисленные свойства личности относятся к очень устойчивым, почти не изменяющимся в человеке с возрастом и деятельностью, а поэтому при профотборе надо учитывать их уровень развития в структуре личности и соотносить с крите риями профессиональной пригодности

/// ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для работы с методикой 16-ФЛО Р Кеттелла необходимо иметь брошюру с инструкцией и перечнем суждений, бланк ответов испытуемого и ключи для его обработки, инструкцию по психологической интерпретации факторов, таблицу для пере вода первичных оценок в стандартные

При автоматизированном варианте текст инструкции и перечень суждений предъявляются испытуемым на телевизион ном экране, а ответы регистрируются путем нажатия на соответ ствующие клавиши пульта испытуемого

Исследования можно проводить как массово так и индивиду ально, в присутствии руководителя (психолога) исследования или без него, что однако, хуже, так как снижает надежность данных

Инструкцию полезно подкрепить устным заявлением, что испытуемый принесет себе больше пользы откровенным и честным самоописанием Очень важно вызвать заинтересован ность испытуемого в самоанализе сформировать доверие и положительную установку на такую работу Этим может быть существенно повышена надежность ответов

При массовом обследовании (классы, группы, бригады), руководителю лучше прочесть инструкцию вслух, пояснить возникающие вопросы, проиллюстрировать задания 3 4 приме рами На инструктаж может быть отведено до 5 минут

Обследуемые получают опросник и бланк для ответов, на котором они пишут свои данные и крестиками в соответству ющих клетках отмечают ответы Какие либо пометки в брошю­рах делать запрещается


По команде все начинают работу На тестирование отводит ся определенное время но целесообразно испытуемым напом нить что они не должны затягивать исследование, а поэтому отвечать сразу, без задержек по первому побуждению к выбору того или иного ответа

В ходе работы нельзя давать никаких пояснений, толкова ний суждений, т к испытуемый самостоятельно должен понять смысл суждений Необходимо также обратить внимание на то что ответов неопределенного содержания (вариант «б») должно быть как можно меньше Если их много, то характерные личностные тенденции не будут выделены Такое положение возможно, когда испытуемые считают, что им не подходит ни один из предлагаемых вариантов ответа В этом случае следует объяснить, что всего из двух позиций каждый человек может выбрать одну, хоть чуть чуть более близкую, приемлемую для него, чем противоположная

В массовом неавтоматизированном варианте обследования можно применить комбинированный способ получения ответов

испытуемым раздать тест-опросники и зачитать вслух каждое суждение Этот способ удобен тем что можно воспри нимать текст глазами и на слух, работая в общем навязанном темпе, так обеспечивается одновременное начало и окончание работы всей группы, исключается возможность длительного размышления над ответами

Можно работать и следующим образом предоставить полную самостоятельность, но через 10 минутные интервалы напоминать

«Большинство отвечает на №____ » (в зависимости от того,

что видит руководитель у большинства испытуемых, проходя по рядам) В основном люди со средним образованием затрачива­ют 30 минут на заполнение бланка тест-опросника

IV ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 а фактор (А) «Общительность замкнутость» Высокая оценка (10 стенов) характеризует готовность к сотрудничеству, естественность в обращении, вниматель­ность к людям, доброту, уживчивость Низкая оценка (3—6 стенов и ниже) свидетельствует о таких чертах характера,


как холодность, чрезмерная скептичность, негибкость в отно­шении к людям, 7-9 стенов соответствует средним данным

2-й фактор (В) «Ограниченное мышление — сообра­зительность».

Высокая оценка (6 стенов и выше) свидетельствует о более выраженных возможностях к осмыслению нового материала, к обоснованным заключениям. Низкая оценка (3 стена и ниже) говорит об относительно примитивном мышлении, трудностях в обучении.

3-й фактор (С) «Эмоциональная устойчивость».

Высокая оценка (10 стенов) — стабилен в поведении, в эмоциях, реалистичен, спокоен, уживчив в группе, не боится сложных ситуаций. Низкая оценка (6 стенов) — низкая толе рантность к эмоциогенным факторам, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, частое проявление волнения

4-й фактор (Е) «Независимость — подчиненность».

8 стенов и выше — самоуверенность, доминантность, сам для себя является «законом», в конфликтах обычно обвиняет других Средние данные (4-7 стенов) — более оптимальное отношение к авторитетам. Низкая оценка (3 стена) — чрезмерная застен­чивость, конформность, склонность уступать дорогу другим.

5-й фактор (F) «Озабоченность беспечность».

Высокая оценка (8 стенов) — активность, жизнерадост ность, беззаботность, импульсивность, экспрессивность, разго­ворчивость. Средняя оценка (4-7 стенов) — средние данные Низкая оценка (3 стена) — повышенная осторожность, рассуди тельность, сдержанность, иногда пессимистичность, суровость

6-й фактор (G) «Выраженная сила «Я» беспринцип ность».

Высокая оценка (10 стенов) — осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, обяза­тельность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями Средняя оценка (6-9 стенов) — средние данные. Низкая оценка (3-5 стенов) — склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая, стремление не связывать себя правилами изолироваться от влияния коллектива.

7-й фактор (Н) «Смелость — робость» Высокая оценка (10 стенов) — смелость, склонность к риску, готовность иметь дело


с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций.

Средняя оценка (6-9 стенов) — средние данные Низкая оценка

(5 стенов) — выраженная застенчивость, робость, осторожность,

стремление находиться в тени; большому обществу предпочи-

тает узкий круг близких людей.

8-й фактор (J) «Податливость — жестокость».

9 стенов и более — склонность к зависимости, стрем­ление иметь покровителя, мечтательность, утонченность, не­практичность. Средняя оценка (6-8 стенов) — средние опти­мальные данные. Низкая оценка (1-5 стенов) — излишняя самоуверенность, субъективность, гипертрофирование, стрем­ление к независимости, чопорность, скептицизм, иногда цинич­ность, прагматизм

9-й фактор (L) «Подозрительность доверчивость»

6 стенов и более — излишнее сомнение, подозрительность, направленность интересов преимущественно на самого себя, самомнение, поиск недостатков у других. 3-5 стенов — средние данные. 1—2 стена — умение ладить с людьми, хорошо взаимо­действовать в коллективе, отсутствие чрезмерной завистливос­ти, забота о других.

10-й фактор (М) «Непрактичность практичность».

9 стенов и выше — богатое воображение, погруженность в себя, беспомощность в практических делах, иногда нереаль­ность, связанная с сильными реакциями, сложность отношений в коллективе.

5-8 стенов — средние данные. 1-4 стена — ориенти­ровка на внешнюю реальность, общепринятые нормы, внима­ние к мелочам (иногда при этом недостаток творческого воображения).

11-й фактор (N) «Гибкость — прямолинейность»

8 стенов и выше — расчетливость, искушенность, отсут­ствие сентиментальности, иногда цинизм 4-7 стенов — средние данные. 1-3 стена — непосредственность, иногда грубость, удовлетворение достигнутым.

12-й фактор (О) «Тревожность — спокойствие».

8 стенов и выше — излишнее беспокойство, волнение, Частые плохие предчувствия, неуверенность. 4-7 стенов — средние данные. 1-3 стена — спокойствие, уверенность в себе, нечувствительность к мнению о себе


13 й фактор (Qj) «Радикализм — консерватизм» 10 стенов и выше — интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм стремление пересмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию 7-9 стенов — средние данные 1-6 стенов — стремление к поддержке установившихся понятии Поддержка устоявшихся принципов, традиций, сомнение в но вых идеях, отрицание перемен

14-й фактор (Q2) «Самостоятельность внушаемость)

8 стенов и выше — предпочтение только собственном
мнению, независимость во взглядах, стремление к самостоятель
ным решениям, действиям 4-7 стенов — средние данные 1-
3 стена — зависимость от чужого мнения, предпочтение приня
тию решений вместе с другими людьми, ориентировка на соци
альное одобрение

15-й фактор (Q3) «Высокий самоконтроль низки самоконтроль»

Высокая оценка (9 стенов и выше) — дисциплинированность точность в выполнении социальных требований, хороший конт роль за своими эмоциями, забота о своей общественной репутации 5-8 стенов — средние данные Низкая оценка (1-4 стена) -недисциплинированность, внутренняя конфликтность Несоблюде-ние правил, подчинение своим страстям, низкий самоконтроль

16-й фактор (Q4) «Напряженность — релаксация»

9 стенов и выше — возбужденность, взволнованности
раздражительность, нетерпеливость, избыток побуждений, не на
ходящий разрядки 4-8 стенов — средние данные 1-3 стена —
чрезмерное спокойствие, не вполне оправданная удовлетворен
ность, иногда вялость, недостаточная мотивация, иногда лень

Фактор МД «Лживость — правдивость» 9-12 стенов — характеризует правдивость обследуемогс 1-4 стена — лживость в такой мере, что это дает основание по вергнуть сомнению достоверные, полученные в опросе материалы Очевидно, что интерпретация результатов обследования по Кеттеллу позволяет получить психодиагностическую инфор мацию лишь дополнительную и относительно условную Так сведения по 2-му фактору «Ограниченность мышления —- сооб разительность» (в тексте Кеттелла «Мышление конкретное — мышление абстрактное») строятся на слишком ограниченной



 



 



 


базе задании К тому же предварительное или случайное знаком ство с такими заданиями может полностью исказить оценку Сведения по 4 му фактору «Независимость — подчиненность» не всегда свидетельствуют, например, об отрицательном в личност ном плане качестве подчиненности, а иногда говорят о скромно сти или отражают временное состояние депрессии Такие Ж1 черты или состояние может характеризовать «робость» по 7 м\ фактору Неудачно низкими баллами оценивается в 9 м факторе «забота о других» «Гибкость» по 11 му фактору в нашем представлении может носить черты приспособленчества Далеко не в полной мере соответствует нашим представлениям поняти «радикализм» по 13 му фактору и т д

V ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Для оценки ответов существует специальный ключ, представ ляющий собой матрицы с отверстиями Он накладывается на лис ты для ответов и оценивает каждый ответ по трехбалльной шкале

О, 1 или 2 (по фактору 6 интеллектуальность — могут быть получены только 0 или 1)

Каждый личностный пар'аметр оценивается через суммирова ние оценок по группе разбросанных по всей тест-брошюре вопро сов Суммарная оценка по этому фактору заносится после соответст вующей латинской буквы на листе для текстов Максимально воз можная оценка по каждому фактору не превышает 11 баллов

Обработка полученных материалов осуществляется след\ ющим образом Специальный ключ, представляющий собои матрицу с отверстиями, накладывается на бланк с ответами Каждый ответ (а — да, б — не знаю, с — нет) имеет свок условную стоимость в очках для каждого вопроса Очки затем переводятся в условные баллы (стены) Оценка по факторам для каждого испытуемого приобретает символ при сравнении ее со средними оценками