Кардиналистская теория полезности

Кардиналистская теория полезности исходит из того, что полезность измерима. Для измерения полезности была введена даже специальная единица измерения «ютиль».

В основе теории потребительского поведения лежат такие категории, как общая полезность и предельная полезность товара (рис.2.6.).

Общая полезность (англ. total utility – TU) – это то удовлетворение, которое люди получают от потребления всего имеющегося у них количества товара.

Предельная полезность(англ. marginal utility – MU) – это величина дополнительной полезности, которую получает потребитель от потребления дополнительной единицы (порции) товара. Это полезность последней единицы некоторого блага, имеющегося у индивида MU = DTU / DQ.

По мере насыщения потребности в каком-либо товаре величина полезности каждой дополнительной порции этого товара для индивида будет убывать. Принцип уменьшения полезности каждой последующей единицы товара по мере увеличения объема его потребления в экономике известен как закон убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности гласит: предельная полезность каждой дополнительно потребляемой единицы товара уменьшается.

Зависимость общей полезности товара А от его количества Q называется функцией полезности: TUA = f(Q).

Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом: общая полезность достигает своего максимума при таком объеме потребления, при котором предельная полезность равна нулю.

Рис. 2.6. Общая и предельная полезности

Кривая предельной полезности MU=f(Q) имеет тот же вид, что и кривая спроса. Если цена товара будет расти, то индивид станет сокращать потребление, отказываясь постепенно от тех единиц товара, которые приносят ему наименьшее удовлетворение. Таким образом, можно считать, что закон спроса вытекает из закона убывающей предельной полезности.

Рациональный потребитель распределяет свой ограниченный денежный доход между множеством товаров так, чтобы получить максимальную общую полезность от их потребления.

Согласно кардиналистской теории, максимизация полезности достигается при соблюдении правила равновесия потребителя.

Оно гласит: выбор товарного набора должен совершаться таким образом, чтобы каждый покупаемый товар приносил одинаковую предельную полезность в расчете на каждый потраченный денежный знак (например, рубль)..

Данное правило позволяет соизмерить предпочтительность дополнительных единиц различных товаров с учетом их цены при формировании оптимального товарного набора. Мерой оценки предпочтительности того или иного товара является его предельная полезность в расчете на один затраченный рубль, т.е. взвешенная по ценам предельная полезность: MUА / PА, где РА - цена товара А.

Рассмотрим условный пример.

Допустим, что потребитель потребляет только три вида товаров (А,В и С). В табл. 2.3 представлены предельные полезности и цены этих благ.

Таблица 2.3

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

 

Блага Предельная полезность Цена руб. Взвешенная предельная полезность
  (MU) (P) (MU/P)
А
В
С

 

По данным табл. видно, что товар В является для потребителя наиболее полезным, а товар А наименее полезным. Поскольку рациональный потребитель стремится получить максимум полезности от потребления этих трех товаров, то он сократит потребление товара А и увеличит потребление товара В. Согласно закону убывающей предельной полезности, это привет к уменьшению предельной полезности товара В и увеличению предельной полезности товара А. Потребитель будет перераспределять свой доход между этими товарами до тех пор, пока все они не станут приносить ему одинаковую взвешенную полезность.

Когда взвешенные по цене предельные полезности всех товаров уравняются, это будет свидетельствовать о достижении равновесия потребителя, т.е. достижении максимума полезности (табл. 2.4).

Таблица 2.4

ПОЛОЖЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

(В КАРДИНАЛИСТКОЙ ТЕОРИИ)

 

Блага Предельная полезность Цена, руб. Взвешенная предельная полезность
  (MU) (P) (MU/P)
А
В
С

 

Математически состояние равновесия для потребителя, покупающего n товаров, можно записать так:

Если учесть, что доход потребителя всегда ограничен, то полезность товарного набора станет максимальной тогда, когда последний рубль, потраченный на приобретение любого из товаров, входящих в данный набор, доставит потребителю одинаковую предельную полезность.

К сожалению, кардиналистский подход неприменим на практике. Хорошо объясняя качественную взаимосвязь цены, полезности и спроса на товар, кардиналистская концепция потребительского поведения имеет один существенный недостаток: неясно, как в действительности количественно измерить величину полезности различных товаров.

Поэтому был разработан другой способ соизмерения полезности товаров, который получил название ординалистской концепции.