I. ПЯТЬ ВВОДНЫХ КОРОЛЛАРИЕВ 1. Право как единство порядка и локализации
На языке мифа земля зовется матерью права. Это указывает на троякий корень права и справедливости.
Во-первых, в самой себе, в лоне своей плодовитости, таит плодородная земля внутреннюю меру. Ибо за труды и старания, за посевы и обработку воздает она человеку по справедливости — тучностью и урожаем. Каждый крестьян ведает внутреннюю меру этой справедливости.
Во-вторых, на вспаханной и обработанной человеком почве видны четкие линии, разделяющие ее на вполне определенные части. Они прорезаны в ней межами нив, границами лугов и лесов. Они словно прорастают и всходят на ней в череде сменяющих друг друга полей и пашен, посевов и паров. В этих линиях выражаются критерии и правила, в соответствии с которыми вершится труд возделывающего землю человека.
Наконец, в-третьих, земля представляет собой надежное основание, несущее на себе ограды и изгороди, межевые камни, каменные стены, дома и прочие
строения. В них наглядно проявляются порядок и локализация совместной жизни людей. Благодаря им обретают зримые черты семья, род, племя и сословие, виды собственности и соседства, а также формы власти и господства.
Итак, земля трояким образом связана с правом. Она хранит его в себе как награду за труд; она обнаруживает его на своей поверхности как четкую границу; и она несет его на себе, как публичный знак порядка. Право восходит к земле и связано с землей. Именно это имеет в виду поэт, говоря о справедливейшей земле, justissima tellus.
Море не знает такого очевидного единства пространства и права, порядка и локализации. Хотя рыба, жемчуг и прочие морские богатства тоже добываются людьми в поте лица своего, однако не так, как плоды земной почвы, приносимые сообразно внутренней мере посева и урожая. К тому же в море нельзя ни засеять поле, ни провести четких линий. Корабли, бороздящие море, не оставляют следа. «На волнах все — только волны». У моря нет характера в изначальном значении слова «характер», происходящего от греческого глагола charassein — вырезать, чеканить, выцарапывать. Море свободно. В соответствии с современным международным правом это означает, что море не является территорией какого-либо государства и что оно для всех в равной мере должно быть открыто трем весьма различным видам человеческой деятельности, а именно рыболовству, мирному мореплаванию и ведению войны. По крайней мере так напечатано в учебниках по международному праву. Легко представить, что на практике происходит с этим равным правом на свободное использование моря при возникновении какого-либо территориального конфликта, когда, например, право на свободное рыболовство или право какого-либо нейтрального государства на мирное мореплавание сталкиваются с правом той или иной мощной мор-
ской державы на свободное ведение войны. Тогда одна и та же поверхность, в равной мере свободная для всех трех видов деятельности, должна стать в одно и то же время полем деятельности и ареной как мирного труда, так и военных действий современной морской войны. Тогда мирный рыболов будет иметь право вести свой мирный промысел в том самом месте, где воюющей морской державе позволено устанавливать свои мины, а нейтральные суда будут иметь право свободно ходить там, где воюющие стороны вполне законно взаимно уничтожают друг друга при помощи мин, подводных лодок и самолетов.
Однако это уже касается проблем, вызванных сложной современной ситуацией. Первоначально, до возникновения великих морских империй, положение о свободе моря подразумевало нечто чрезвычайно простое. Оно означало лишь, что море представляет собой свободное поле для вольной добычи. Здесь морской разбойник, пират, мог с чистой совестью вести свой зловещий промысел. Если ему улыбалось счастье, богатая добыча вознаграждала его за риск, сопутствовавший его опасному занятию, требовавшему выхода в открытое море. Слово пират происходит от греческого peiran — пробовать, пытаться, отваживаться. Ни одному гомеровскому герою не было бы стыдно быть сыном такого отважного, испытывающего свое счастье пирата. Ибо в открытом море не было ни огороженных территорий, ни границ, ни святилищ, ни сакральных ориентиров, ни права, ни собственности. Многие народы, обитавшие в горных районах, держались подальше от морского берега и никогда не утрачивали древнего благочестивого страха перед морем. Вергилий в четвертой эклоге прорицает, что в грядущем золотом веке мореплавание исчезнет. Да и в одной из священных книг нашей, христианской веры, в Откровении Иоанна, мы читаем о новой, очищенной от греха Земле, на которой более не будет моря: 'цвакасоа оЧж egtiv en.
Многим юристам континентальных народов знаком этот страх перед морем. Его можно обнаружить у некоторых испанских и даже португальских авторов XVI века. Знаменитый итальянский юрист и гуманист этой эпохи Альциат говорит, что пиратство есть преступление со смягчающими обстоятельствами. «Pirata minus delinquit, quia in mari delinquit».1 Ha море не действуют законы.
Лишь после того как возникли великие морские империи, или, говоря по-гречески, талассократии, также и на море были установлены безопасность и порядок. Нарушители созданного таким образом порядка превратились в злостных преступников. Пират был объявлен врагом рода человеческого, hostis generis humani. Это означает, что властители морских империй изгнали его, объявили вне закона, обрекли на бесправие и бездомность. Такое распространение права на пространство открытого моря представляло собой всемирно-историческое событие поистине революционного значения. Мы называем его «овладением морем» или «захватом моря». Ассирийцы, критяне, греки, карфагенцы и римляне на Средиземном море, ганзейцы на Балтике, англичане в мировых океанах «овладевали морем». The sea must be kept, морем нужно овладеть, говорится у одного английского автора.2 Но овладение морем становится возможным лишь на поздней стадии развития средств исполнения власти и осознания человеком пространства.
Напротив, великие изначальные акты права связаны с земными локализациями. Это захват земель, основание городов и колоний. В средневековой дефиниции, содержащейся в «Этимологиях» Исидора Севильского и вошедшей в первую часть знаменитого Decretum Gratiani (около 1150 г.), сущность права
Пират виновен в меньшей степени, потому что он совершает свои преступления на море (лат.).
1 Fulton. The Sovereignty of the Sea. London, 1911.
народов выражена предельно конкретно: Jus gentium est sedium occupatio, aedificatio, munitio, bella, cap-tivitates, servitutes, postliminia, foedera pacis, induciae, legatorum non violandorum religio, connubia inter alie-nigenas prohibita. В буквальном переводе это означает: Право народов — это захват земель, строительство городов и возведение укреплений, войны, пленение, лишение свободы, возврат пленных, союзы и заключение мира, перемирие, неприкосновенность послов и запреты на брак с чужестранцами. Захват земель стоит на первом месте. О море же не говорится ни слова. В Corpus Juris Justiniani (например, в дигесте «О значении слов» 118) содержатся сходные дефиниции, в которых как о сущности права народов говорится о войне, о различиях между народами, об империях и границах и прежде всего о торговле и торговом сообщении (commercium). Было бы весьма полезным сравнить отдельные компоненты этих дефиниций и подвергнуть их историческому рассмотрению. Во всяком случае, в этом было бы больше смысла, чем в абстрактных и ориентированных на так называемые нормы определениях понятий, которыми полны современные учебники. Но этот средневековый перечень и заключенное в нем указание на саму суть дела еще и сегодня остаются для нас весьма поучительными, ибо представляют собой самое конкретное определение того, что называется правом народов. Именно с захватом земель и основанием городов связано первое измерение и размежевание полезной почвы. Так возникает первая мера, включающая в себя все последующие. Она узнается везде, пока остается неизменным порядок. Все последующие правовые отношения, касающиеся деления почвы захватившим землю племенем или народом, все учреждения защищенного стеной города или новой колонии определяются этой изначальной мерой, и всякое онтономное, соответствующее бытию суждение связано с почвой. Поэтому прежде всего мы
return false">ссылка скрытадолжны остановиться на рассмотрении захвата земель как некоего изначального акта учреждения
права.
Захват земель учреждает право в двух аспектах, внутреннем и внешнем. Во внутреннем, то есть в рамках захватывающей землю группы посредством первоначального деления и распределения почвы устанавливается первый порядок всех отношений владения и собственности. Возникает ли в результате этого первого земельного размежевания только публичная или только частная, коллективная или только индивидуальная собственность, либо же и та, и другая, формируется ли при измерении земли земельный кадастр, составляются ли поземельные книги — все это вопросы, которые касаются последующего использования земли и затрагивают различия, уже предполагающие свершившийся акт совместного захвата земли и из него вытекающие. В исторической действительности встречаются все мыслимые возможности и связи правовых и имущественных оснований. Но даже тогда, когда первое земельное размежевание учреждает либо чисто индивидуалистическую частную собственность, либо родовую собственность союзов, эта собственность остается зависимой от факта совместного захвата земли и юридически выводится из предпринятого общностью первоначального акта. И потому внутри всякий захват земли создает своего рода верховную собственность общности в целом, даже если в результате последующего размежевания общинная собственность в чистом виде не сохраняется и признание получает полная «свобода» частной собственности отдельного человека.
Вовне захватывающая земли группа противостоит другим захватывающим земли или владеющим ими группам и государствам. Здесь захват земель является предметом права народов в двух различных аспектах. Либо какая-то часть земли изымается из пространст-
ва, которое до сих пор считалось свободным, т. е. с точки зрения внешнего права захватывающей землю группы не имело никакого признанного господина и повелителя, либо же часть земли отбирается у какого-либо прежнего, признанного владетеля и повелителя и передается новому владетелю и повелителю. Нетрудно понять, что приобретение до сих пор свободной, не имеющей хозяина территории представляет собой иную, более простую правовую проблему чем захват области, находящейся в чьем-то признанном владении.
В любом случае захват земли, как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, следует считать самым первым правовым основанием, на котором строится все последующее право. Земельное право и оборот земли, ландвер и ландштурм предполагают уже свершившийся акт захвата земли. Захват земли предшествует также и разделению права на частное и публичное. Он вообще впервые создает условия для такого разделения. Ибо захват земли обладает, назовем его так, категориальным в правовом отношении характером. Кант в своей философии права чрезвычайно ясно это излагает. Он говорит (Учение о праве. Часть вторая. Общее замечание В к § 49) о господстве над землей или, считая это более удачным выражением, о верховной собственности на почву и рассматривает эту верховную собственность в качестве «высшего условия возможности собственности и всего остального как публичного, так и частного права». Мне представляется, что оба эти выражения — и верховная собственность, и господство над землей — не совсем подходят для наших размышлений, ибо они в слишком большой степени обусловлены (возникшим позднее) разделением права на публичное и частное. Сегодня большинство юристов станут понимать «верховную собственность» прежде всего лишь как собственность (dominium) в сугубо частноправовом смысле, тогда как в «господстве над землей» они увидят лишь пуб-
личную власть и господство (imperium) исключительно в их публично-правовом значении. Но здесь важным является и то, и другое: мы должны, во-первых, признать захват земли исторически-правовым фактом, великим историческим событием, а не только мысленной конструкцией, какая бы суматоха и сумятица ни сопровождала происходившие прежде подобные захваты и какого бы рода право на землю ни возникало либо в результате гигантских по своим масштабам переселений народов и завоевательных походов, либо в результате успешных действий по обороне той или иной земли от чужеземцев. А во-вторых, мы должны всегда иметь в виду, что этот направленный как внутрь, так и вовне, основополагающий процесс захвата земли предшествует разделению права на публичное и частное, разделению на господство и частную собственность, на imperium и dominium. Таким образом, захват земли и в своем внешнем (по отношению к прочим народам), и в своем внутреннем (порядок земельных и имущественных отношений внутри какой-либо одной страны) аспекте является для нас изначальным типом процесса, конституирующего право. Он порождает самое радикальное правовое основание, которое только может иметь место, radical title1 в полном и всеобъемлющем смысле слова.
Об этой почвенной первооснове, в которой коренится всякое право и где встречаются пространство и право, порядок и локализация, было хорошо известно великим философам права. Первое право, говорит Дж. Вико, люди получили от героев в форме первого аграрного закона. Для Вико деление и размежевание почвы — la divisione dei campi — наряду с религией, браком и убежищем является одним из четырех изначальных элементов всего человеческого права и всей человеческой истории. Но чтобы у читателя не воз-
Первичное правовое основание (англ.).
никло впечатления, что речь здесь идет лишь о праве, относящемся к временам мифологической древности, я процитирую двух философов права нового времени, живших в XVII и XVIII веках соответственно, Джона Локка и Иммануила Канта. Согласно Локку, сущность политической власти заключается в первую очередь в юрисдикции над землей. Под юрисдикцией (правом и возможностью вершить суд) он в соответствии со средневековой традицией понимает всякое основанное на силе господство и всякую верховную власть вообще. Захват земли означает для него ее подчинение тому, в чьей юрисдикции находится земля. Господство есть в первую очередь господство над землей и лишь вследствие этого оно есть господство над обитающими на этой земле людьми.1 Даже в этой чисто теоретической, философско-правовой формулировке все еще ощутимы последствия захвата земли Англии норманнами под предводительством Вильгельма Завоевателя (1066 г.). Англичанин Локк, которого часто характеризуют как современного рационалиста, на самом деле все еще глубоко связан с традицией средневекового, феодального земельного права, развившегося из того заложившего основания права процесса, начало которому положил захват земли, осуществленный в 1066 году.2 Но и Кант в
1 Locke. Civil government. II, § 121: Government has a direct
jurisdiction only over the land [Правительство обладает непосред
ственной юрисдикцией только над землей <Локк Дж. Два трак
тата о правлении. Книга вторая / Пер. Ю. В. Семенова // Локк
Дж. Сочинения в трех томах. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 333>]. —
Примеч. ред.
2 Убедительные доказательства того, что, казалось бы, столь
«рационалистическая» философия Локка в своем типично анг
лийском прагматизме определяется феодальной традицией, при
водятся в берлинской диссертации по философии права Эмиля
Рооса «Естественное состояние и общественный договор в фи
лософии государства Локка» (Emil Roos. Naturzustand und Vertrag
in der Staatsphilosophie Lockes. Berlin, 1943). Основательная, со
держащая в себе обработку более богатого исторического мате-
своем учении о праве, как свидетельствует уже упоминавшееся нами его учение о верховной собственности на почву, в своих философских принципах исходит из того, что всякая собственность и всякий правовой порядок обусловлены почвой и ведут свое происхождение от первоначального приобретения участка почвы общей земли. Кант буквально говорит следующее: «Первым приобретением не может быть ничто иное, кроме приобретения участка земли».' Этот, как он его называет, «закон, выделяющий каждому мое и твое на участке земли», естественно, не является позитивным законом в смысле позднейших государственных кодификаций или будущих юридических систем, оформляющих то или иное государственное устройство; он был и остается подлинным ядром одного совершенно конкретного исторического и политического события, а именно захвата земель.
Таким образом, в начале истории каждого ставшего оседлым народа, каждого общественного устройства и каждой империи находится протекающий в той или иной форме конститутивный процесс захвата земель. Это относится и к началу любой исторической эпохи. Захват земель не только логически, но и исторически предшествует следующему за ним уста-
риала и по этой причине в высшей степени достойная внимания работа Вальтера Хамеля «Сущность государственной территории» {WalterHamel. Das Wesen des Staatsgebiet. Berlin, 1933) отличается излишне фрагментарным походом к некоторым понятиям; ее недостатком является то, что автор говорит не о «пространственных», а лишь о «вещных» и «предметных» понятиях. Он не уделяет внимания истории принципа территориальности в международном частном и уголовном праве, не занимается подробным анализом теории государственной территории Локка.
Метафизические начала учения о праве // Метафизика нравов. I часть, § 12 и § 16: «Экспозиция понятия изначального первоначального приобретения участка земли». [См.: Кант И. Цит. соч. С. 311, 316. Перевод неточен. — Примеч. ред.].
2 Карл Шмитт
новлению порядка. Он содержит в себе изначальный пространственный порядок, источник всякого дальнейшего порядка и всякого дальнейшего права. Он есть укоренение в царстве смыслов истории. От этого radical title производиы все последующие отношения владения и собственности- общинная или индивидуальная собственность, публичные или частноправовые, социально-правовые и международно-правовые формы пользования и владения. Из этого источника питается — используем выражение Гераклита — все последующее право и все, что позднее воплощается и устанавливается в предписаниях и приказах.
Прежняя история права народов также представляет собой историю захватов земли. В определенные эпохи к ним добавляются и захваты моря. Тогда но-мос Земли основывается на определенном соотношении твердой суши и свободного моря. Сегодня благодаря новому пространственному фактору, появлению возможности господства в воздушном пространстве, сильнейшим образом изменяются обе стихии, и твердая суша, и свободное море, причем, как каждая сама по себе, так и в своем отношении друг к другу. Изменяются не только параметры территориального суверенитета, не только действенность и скорость воздействия используемых людьми средств осуществления власти, общения и массовой информации, но и само содержание их эффективности. У этой эффективности всегда есть определенная пространственная сторона и она по-прежнему остается важным международно-правовым понятием как в случае захвата земель и оккупации, так и в случае эмбарго и блокады. Кроме того, вследствие всех этих перемен изменяется и отношение между защитой и повиновением, а тем самым и структура самой политической и социальной власти и ее отношение к другим властям. Так начинается новая стадия осознания человеком пространства, новая стадия глобального порядка.
Всякий доглобальный порядок был по своей сущности сухопутным, даже если он включал в себя господствовавшие на море державы и талассократии. Изначально сухопутный мир изменился в эпоху Великих географических открытий, когда Земля впервые была осмыслена и измерена глобальным сознанием европейских народов. Так возник первый номос Земли. Он основывался на определенном соотношении пространственного порядка твердой суши и пространственного порядка свободного моря и в течение 400 лет был носителем европоцентрич-ного права народов, jus publicum Europaeum. Тогда, в XVI веке, Англия отважилась на первый шаг от сухопутного образа жизни к морскому. Следующим шагом была индустриальная революция, в ходе которой Земля была осмыслена и измерена по-новому. Существенное значение имеет то, что индустриальная революция распространялась именно из той страны, которая уже сделала шаг к морскому существованию. Именно здесь мы как раз и можем приблизиться к тайне нового номоса Земли. До сих пор лишь один-единственный автор близко подошел к этой тайне — Гегель, слова которого мы хотим процитировать в заключение этого короллария: «Подобно тому как условием принципа семейной жизни является земля, твердая основа и почва, для промышленности животворящей и выводящей ее вовне природной стихией является море».
Эта цитата имеет огромное значение для наших дальнейших прогнозов. Но прежде всего мы должны осознать одно элементарное различие. Принципиально важно, на каком именно базисе — либо сухопутного, либо морского существования — возводит человек на Земле посредством техники каркас индустриализированного и технизированного мира. Впрочем, сегодня, кажется, уже можно себе представить, что стихия воздуха поглотит море, а может быть, даже и землю и что люди превратят свою планету в
комбинацию залежей сырья и авианосцев. Тогда будут проведены новые линии, отделяющие друзей от врагов, и на противную сторону обрушатся атомные и водородные бомбы. Но все-таки мы еще сохраняем надежду, что нам удастся найти царство смысла на земле и миротворцы унаследуют землю.