Государственная измена. Состав преступления.

Юридически государственная измена означает нарушение гражданином России конституционных и других законодательно установленных обязанностей, вытекающих из российского гражданства, и выражается в нарушении уголовно-правового запрета путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Объект преступления - внешняя безопасность, охватывающая своим содержанием суверенитет РФ, целостность и неприкосновенность ее территории, оборону страны и безопасность государства с точки зрения охраны от внешних угроз.

Объективная сторона преступления характеризуется альтернативностью действий и может быть выполнена в трех формах:

1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Измена в форме шпионажа и в форме выдачи государственной тайны - это оказание информационной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Под иностранным государством понимается как государство в целом, так и в лице его органов, прежде всего, спецслужб.

Иностранная организация - государственная, межгосударственная или негосударственная организация, проводящая враждебную деятельность против России.

Измена в форме шпионажа отличается от самостоятельного преступления - шпионажа, по субъекту.

Шпионаж образуют действия по передаче сведений, составляющих государственную тайну или иных сведений для использования в ущерб внешней безопасности РФ перечисленным адресатам, а равно собирание, похищение или хранение их для передачи тем же адресатам.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов( органу или представителю иностранного государства или иностранной организации, проводящей враждебную деятельность в отношении России. В отличие от шпионажа выдача предполагает представление сведений, к которым лицо имеет либо имело доступ по службе или работе при наличии допуска или в силу особого правового статуса (например, судья или адвокат), но не собирало их и не получило от другого лица для последующей передачи.

Проблемным является вопрос о квалификации сообщения или передаче указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, их случайными обладателями. Случайные обладатели государственной тайны несут общеправовую обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ в отличие от обязанности сохранять ее лицами, имеющими к ней допуск, поэтому вопрос о выдаче ими государственной тайны является спорным. Существует мнение, что в подобных случаях деяния следует оценивать как иное оказание помощи указанным в законе адресатам.

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен ст.5 раздела II Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года. Сам же перечень утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности: 1) сведения особой важности; 2) совершенно секретные; 3) секретные.

Выдача признается оконченным преступлением, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием указанных адресатов.

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности совершается как на территории РФ, так и за ее пределами, но обязательно по взаимному согласию контактирующих лиц. При этом инициатива может исходить от любой из сторон.

Государственная измена в форме иного оказания помощи подразделяют на оказание информационной помощи и организационно-исполнительской. Фактически речь идет об интеллектуальном и физическом пособничестве. Иное оказание помощи может выражаться в следующем:

а) сообщение или передача представителям иностранного государства или иностранной организации, проводящих враждебную деятельность против России, сведений, сознательно предлагаемых для использования либо представляемых с осознанием возможности или неизбежности использования их в ущерб внешней безопасности РФ (при отсутствии признаков шпионажа и выдачи государственной тайны);

б) сотрудничество с иностранной спецслужбой либо иностранной организацией, проводящей враждебную деятельность против России;

в) участие в международно-противоправных актах вмешательства во внутренние или внешние дела РФ, подрывающие ее суверенитет: подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя РФ, нарушение территориальной целостности государства; организация, содействие или финансирование такой деятельности либо поставка оружия или материальных средств для целей такой деятельности либо вербовка, засылка или использование в ней наемников;

г) участие в осуществлении диверсий по заданию представителей иностранного государства;

д) участие в подготовке и осуществлении акта агрессии против РФ;

е) другие действия по обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против РФ.

Рассматриваемая форма государственной измены признается оконченным преступлением с началом оказания фактической помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными силами причинение ущерба безопасности РФ. Мотивы и цели государственной измены для квалификации не имеют значения, но могут быть учтены при назначении наказания.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ, вменяемый и достигший 16-летнего возраста. Соучастниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (в роли подстрекателей, пособников или организаторов). Наличие двойного гражданства (одно из которых обязательно российское) не исключает ответственности по ст.275 УК.

Примечание к анализируемой статье - это специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление, при наличии совокупности следующих условий:

1) способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ;

а) сообщением органам власти; б) или иным образом (личные меры); 2) добровольность; 3) своевременность.