Этнодинамика.

В основе этноса лежит воля к статике. Чтобы структура этноса была постоянной, этнос работает. Эта работа формирует особое измерение этноса, которое можно назвать «этнодинамикой».

Этнодинамика представляет собой сферу процессов, которые:

• протекают в этносе как в его отношениях с окружающей средой, так и внутри его социальной структуры;

• направлены на сохранение этносоциальной структуры неизменной;

• противостоят появлению внутри этноса того, что можно назвать «новым», «событием» или «социальным изменением».

Область этнодинамики можно назвать зоной интенсивной психической деятельности этноса.

Этнос как койнема в определенной степени осознает то, что неизменности его структуры, осознанной как норматив и экзистенциальная цель, угрожает «опасность». Противодействие этой «опасности», ее снятие, преодоление составляет главный смысл этнодинамики.

Главную роль в этнодинамике играет шаман. Именно он обеспечивает замкнутость внутриэтнических процессов, помогает оградить этнос от внешних влияний, способствует круговращению душ и лечению заболеваний. Шаман представляет собой основу этноса, его экзистенциальное сосредоточение, его жизненную ось. Шаман в первую очередь ответственен за то, чтобы в этносе не произошло «социальных изменений», чтобы «новое» было исключено заведомо.

Это ярче всего проявляется в шаманской инициации. В начале этой инициации шаман заболевает «шаманской болезнью», то есть демонстрирует признаки аномального, девиантного поведения. Он берет на себя «опасность», «риск». Это и есть «новое» как не предвиденное в нормативных структурах этноса. Шаман ведет себя «странно» (то есть непривычно, необычно), и этот признак становится меткой его избранничества. Он заболевает, чтобы выздороветь и чтобы впоследствии лечить других.