ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ТРАНСГРАНИЧНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Европейская конвенция о трансграничном телевидении была принята 5 мая 1989 года, и вступила в силу 1 мая 1993 года, в 1998 году редакция была исправлена. Она позволяет беспрепятственное осуществление трансграничного обращения телепередач разных стран на территории ее участников с соблюдением, в том числе, принципов свободы слова и информации, свободного потока информации и идей, независимости вещателей. Документ является первым международным договором, регулирующим вопрос о свободной трансляции телепрограмм разных стран на территории Европы. Основные положения конвенции касаются содержания программ, доступа общественности к информации, рекламы и теле-торговли, спонсорства, а также "предоставления для европейских произведений, по возможности, большей части эфирного времени". От присоединившихся к договору стран требуется соблюдение не только технических норм в области телерадиовещания, но и согласие с правилами, касающимися планирования сетки вещания, спонсорства программ, а также качества и частоты рекламы.

Большинство общих требований ЕКТТ к рекламе на телевидении (добросовестность, распознаваемость, защита прав несовершеннолетних, запрет воздействия на подсознание) так или иначе отражены в Федеральном законе “О рекламе”. Конвенция прямо запрещает рекламодателю редактировать содержание телепрограмм или влиять на него.

ЕКТТ устанавливает порог в 20 процентов в течение каждого часа и 20 процентов ежедневного вещания для рекламы и телеторговли. Причем если программа транслирует только рекламу — без телеторговых объявлений — этот порог еще ниже — 15 процентов.

Так, в настоящее время трансграничными можно считать по меньшей мере дюжину российских телевещателей. Среди них столичные Первый канал, ВГТРК, НТВ, ТВ-Центр, PEH-TB, программы которых принимаются в целом ряде государств ближнего и дальнего зарубежья, начиная от Белоруссии и вплоть до Израиля и США. Трансграничным фактически является и ряд региональных телекомпаний вроде петербургской, калининградской, хабаровской и т.д., передатчики и ретрансляторы которых способны "доставать" до территорий соседних стран.

С другой стороны, и наши сограждане в пограничных регионах смотрят передачи "из-за бугра" - из Польши, Финляндии, Китая и ряда других стран. В минувшее десятилетие и жители большинства регионов России и Украины получили возможность принимать зарубежные телеканалы. В регионах многие местные кабельные коммерческие телекомпании уже давно предлагают своим подписчикам продукцию иностранных каналов, в том числе специализированных -спортивных, познавательных, детских, кино и пр. В ряде больших городов, в Москве в особенности, эфирные компании "Космос ТВ" и "НТВ Плюс", кабельные "Акадо", "Национальные кабельные сети" и некоторые другие формируют пакеты программ ведущих российских, украинских, других европейских и американских телекомпаний на законном основании и в состоянии удовлетворить запросы самого требовательного телезрителя. Правда, массового зрителя у ТГТВ в регионах России и Украины ( в частности, из-за низких доходов основной части населения) пока нет. Но в крупных городах ситуация значительно благополучнее. Ведь в "старой маленькой", но экономически благополучной Европе, а также в целом ряде других регионов мира уже сотни миллионов людей ежедневно свободно путешествуют по многим десяткам программ "телевидения без границ" - как иногда называют трансграничное телевидение, используя возможности эфирного (включая спутниковое) и кабельного телевидения, а также Интернета.

Россия стала членом Совета Европы еще в феврале 1996 года, и сразу после этого руководство Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию по согласованию с МИД РФ направило в Постоянный комитет Совета Европы по трансграничному вещанию одного из авторов этой статьи в качестве наблюдателя от России. Сотрудниками ФСТР России была проделана многолетняя подготовительная работа по участию РФ в данной Конвенции по трансграничному вещанию, подготовлены изменения в российские нормативные документы, регламентирующие деятельность телерадиовещания, включая ужесточение норм распространения рекламы. Несколько лет назад руководство уже Минкультуры РФ подписало ЕКТТ, но, увы, Конвенция пока не ратифицирована. Почему же Россия не спешит ратифицировать, а Украина - на деле руководствоваться ЕКТТ? Авторы этой статьи, представлявшие Россию и Украину в Постоянном комитете по трансграничному вещанию в 1996-1999 годах, могут дать простой ответ - из-за традиционного для наших стран разгильдяйства, постоянных реорганизаций информационных ведомств, бездеятельности профильных парламентских комитетов. Но не исключено, что в этой медлительности есть и умысел. Ряд положений ЕКТТ для многих отечественных игроков (в основном государственных) на трансграничном телевизионном поле явно невыгоден. Определение четких "правил игры" в области трансграничного вещания по международным стандартам способно повредить корыстным интересам многих чиновников и недальновидных коммерсантов от телевидения. По этой же причине Государственная дума ФС РФ уже несколько лет никак не может довести до ума и принять соответствующий европейским стандартам закон о телерадиовещании. А он, по идее, должен в полной мере учитывать положения ЕКТТ.

Практика совершенствования ЕКТТ ее членами существует, но сначала надо стать ее полноценными участником и снять искусственные препятствия для развития системы трансграничного телевещания в наших странах. Ведь и Россия, и Украина стоят на пороге цифровой революции, которая приведет к значительному увеличению предлагаемых телезрителям телеканалов. И хорошо, если это будут телепрограммы на ционального производства, а не низкокачественный телепродукт "из-за океана". Ведь наши страны, вольно или невольно, уже находятся в едином, глубоко и взаимно интегрированном, цифровом мультимедийном пространстве. Государственные и частные вещатели должны предложить телезрителям качественный и свободный выбор телепрограмм, учитывая их тематические привязанности и выбор языка вещания.