Психология восприятия природных элементов среды
Деревья и кустарники не только способствуют очищению воздуха различными способами: механическим (удерживают пыль) и химическим (выделяют летучие вещества, уничтожают бактерии), но благодаря выразительности форм и оттенков колорита стимулирующе или успокаивающе действуют на психику человека.
Первоначально человек проявлял беспомощное отношение к природе. Деревья для первобытного человека были основой жизни. Они выполняли роль убежища в непогоду, плоды деревьев спасали от голода, из деревьев были сделаны первые орудия труда, и самое главное — огонь человек научился добывать из дерева. Все сюжетные линии Библии сосредоточены вокруг дерева жизни и древа познания, растущих в райском саду. У древнего человека были все основания наделять леса, горы и реки фантастическими существами, злыми и добрыми. В образах природы человек всегда находил близкие ему черты: могучий инстинкт жизни и потребность любить, мужество и страх, ласку и гнев. Деревья по сей день рождают целый мир живых образов.
Клен — украшение наших лесов, считается щеголем. Раскидистая крона, резные листья подтверждают это. Липа — символ романтической любви. Ива — символ скорби, грусти. Березу, которой посвящали стихи наши поэты, зовут русской. Она — олицетворение души нации. Греки поклонялись кипарису и лавру. Лотос у народов Индии является символом чистоты. Этот цветок всегда вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан.
Деревья разнообразны по высоте, форме кроны, характеру ветвей и обладают различным психологическим воздействием на человека. Посредством зрительного анализатора сосредотачивается внимание, развивается воображение. Это необходимо как для отдыха, так и для творческой работы. Одни формы деревьев стимулируют деятельность людей, а другие, напротив, располагают к статическому, пассивному поведению. К активным формам относятся те, которые обладают в большей или меньшей степени свойством динамизма, стимулирования.
В теории пластического искусства горизонтальная линия считается успокаивающей, вертикальная — придает нарастающую, восходящую динамику. Эта динамика совершенна и хорошо уравновешена.
Наклонная линия — самая неспокойная, неуравновешенная, производящая впечатление падающей, она самая динамическая.
Однако в природе встречаются более сложные очертания, чем прямая линия. Направление прямой линии кажется измененным под влиянием аннексированных (присоединительных) линий. Например, параллельные линии, пересеченные небольшими линиями в разных направлениях, уже не кажутся параллельными. Создается иллюзия нарушения параллельности и определенного динамизма. Поэтому даже незначительные изменения, состоящие в пересечении больших линий маленькими отрезками или в добавлении маленьких отрезков под разными углами или, если взять аналогичную ситуацию, ритмичные изображения силуэта ветвления дерева по отношению к горизонту, воспринимаются по-разному.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что незначительные изменения в линейном контуре фигур, деревьев, конструкции ветвления даже в деревьях одной и той же формы кроны дают различные нюансы их выразительности. Эмоциональное воздействие, прежде всего, оказывает форма кроны. Все разнообразие форм крон деревьев можно свести к нескольким видам. Так, например, коническая форма оказывает стимулирующее воздействие на человека. Она создает образ устремленности вверх, устойчивого равновесия и повышает настроение человека и его тонус. Столбовидная форма дерева имеет такие контуры, которые притягивают взгляд вверх, вдоль вертикального силуэта. Восходящая динамика, вызванная такой формой, более успокаивающая, чем динамика конической формы, несмотря на то, что у столбовидной формы боковые контуры прямые, вертикальные, почти параллельные.
Столбовидные деревья, расположенные в рядах и группах, производят обычно торжественное (напыщенное, высокопарное) впечатление, способствуя гармоническому единству эмоций и воли. Представителями столбовидной формы являются можжевельник и тополь.
Пассивно-депрессивное воздействие оказывают силуэты деревьев более или менее статического характера. Сферическая крона придает деревьям статический характер. Контур и форма этих деревьев создают впечатление состояния полного удовлетворения. Это фактор, который сохраняет накопленную энергию. Четко выраженный приятный силуэт и завершенная форма поддерживают хорошее душевное равновесие, способствуют сохранению сил. Эти формы очень характерны для виргинского можжевельника и вяза (ильма).
Зонтообразная форма деревьев, для которой характерна горизонтальная крона, растянутая и статическая, является успокаивающей. Зонтообразная форма создает ощущение защиты, покровительства над человеком, находящимся под деревом. Крона защищает человека от горячих лучей солнца. Рекомендуется посадка этих деревьев в зонах отдыха и парках. Характерными зонтообразными являются сосна и дуб.
Кроме отмеченных крон деревьев и форм их разветвления, есть деревья с развернутой (разрозненной, разбросанной) кроной, как с большими стволами, так и с разбросанными в виде букета. Они динамически или статически влияют на воображение, психику. Дерево характеризуется динамикой наклонных стволов и живописным силуэтом их разветвлений. Это определяет один из возбуждающих факторов, который сосредотачивает внимание и развивает воображение.
Плакучие деревья с различными формами крон и опущенными ветвями создают впечатление полной пассивности, статического состояния, истощения (изнурения, бессилия) с оттенком печали, грусти, уныния. Это успокаивающий фактор, тормозящий импульсы воли, желания. Характерными плакучими деревьями являются ива, некоторые виды рябины, березы и др.
Не только естественные, но и искусственно сформированные кроны довольно сильно влияют на человеческую психику. Большой эффект, в особенности на детей, производят различные кустарники, стриженные в форме зооморфных и биоморфных мотивов (птиц, зверей, растений). Художественная стрижка деревьев и кустарников может использоваться как успокаивающий фактор.
Наряду с растениями, большое эмоциональное воздействие на человека оказывает вода. Она действует на него успокаивающе и одновременно вызывает разнообразные ощущения в зависимости от своего состояния. Статическое состояние воды используется как элемент нейтральный, усиливающий созерцательность, вызывающий ощущение покоя. Динамическое состояние воды, характеризующее изменчивость ее движения, сопровождающееся плеском и журчанием струй, вызывает ощущение бодрости, веселья, уверенности. Разнообразные звуки журчащей воды оказывают положительное эмоциональное воздействие на человека, снижают его утомляемость.
Из вышеизложенного следует, что необходимо формировать ландшафтные композиции с целью достижения определенного направленного воздействия на человека. Особое внимание следует обратить на цветовую окраску растительности. Она активно влияет на органы чувств человека, его психофизиологическое состояние. Цветовой колорит растительных группировок, водных устройств, различных композиций из камней воспринимается не только зрением, но и всем организмом в целом (включая слух, осязание, обоняние и др.). Эмоциональная реакция на цвет обусловлена появлением определенных ассоциаций. Эмоциональное воздействие цвета определяет цветовое соотношение композиций. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные. Использование цвета в ландшафтных композициях в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей.
return false">ссылка скрытаСледует также продумать формирование ландшафтных композиций с учетом психологии возрастного восприятия, так как известно, что восприятие зависит от принадлежности человека к определенной возрастной и социальной группе, от его ценностной ориентации, образа жизни, специфики трудовой деятельности и др. Все это необходимо учитывать при создании ландшафтных объектов.
Размер внутреннего пространства, взятый в соотношении с размерами человека, а также характер размещения объемов в пространстве может вызвать различные ощущения. Так, например, Джон Саймондс определил эмоционально-психологические ощущения, вызываемые разными пространствами:
- Напряжение: Неустойчивость формы. Дробная композиция. Сложные звуки. Раздробленность света.
- Разрядка: Простой объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами.
- Испуг: Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Скользкая плоскость основания. Опасность. Темнота, мрачность. Ненормальный моноуровневый цвет.
- Веселье: Свободное пространство. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого движения. Теплые, яркие цвета. Веселые бодрящие звуки.
- Созерцание: Отсутствие отвлекающих резких контрастов.
Изолированное пространство Низкие спокойные потоки звуков.
Таким образом, эмоциональными характеристиками пространства являются: протяженность, глубина, прерывистость и непрерывность, конечность и бесконечность, расчлененность, статичность и динамичность.
Независимо от возраста и социального статуса, глаз человека прежде всего воспринимает свет, затем следует восприятие цвета и далее формы крон деревьев и характера строения ветвей и др. Без необходимой освещенности мы не можем воспринимать предметный мир. Следовательно, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в восприятии ландшафтных композиций. Характер естественного освещения ландшафтных композиций зависит от широты географического месторасположения объекта, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизменяет объемно-пространственную характеристику ландшафтных композиций и их элементов. Если солнечные лучи падают под углом 45° и близким к нему, то создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм. Этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящегося в освещенной зоне. Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека. Нас притягивает залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи, ярко освещенная скульптура в конце затененной аллеи, сквозящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, величественные закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни. Туманы кардинально изменяют колорит и художественно-образное решение ландшафта и условия его зрительного восприятия.
Художественная выразительность ландшафтных композиций в значительной степени зависит от ориентации всей композиции и ее элементов по сторонам света, размещения зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу, а также от направления осмотра.
Следует отметить, что условия зрительного восприятия ландшафтных композиций определяет не только характер освещенности, но и удаленность точки обзора. От удаленности точки обзора зависит воздействие ландшафтных композиций на человека. Можно выделить несколько параметров удаленности точки обзора:
1-5м — расстояние, обеспечивающее обозрение всех элементов ландшафтной композиции, мелких деталей, фактуры и др.;
5-12м — расстояние, обеспечивающее целостность восприятия небольших ландшафтных композиций (цветочных, водных в сочетании с кустарником, камнями, мхом);
12-20м — расстояние, определяющее границу зоны элементов «переднего плана»;
20-25м — предельное расстояние, при котором хорошо просматриваются формы крон деревьев, структура листвы и ствола, цвет всех оттенков и их сочетание, а также контуры кустарников и цветов.
Таким образом, восприятие средств ландшафтного дизайна зависит от размещения точек обзора на территории проектируемого ландшафтного объекта. При разработке сценария психологического воздействия ландшафтных композиций необходимо тщательно продумывать размещение точек обзора и характер освещенности ландшафтных композиций.