Психология восприятия природных элементов среды

 

Деревья и кустарники не только способствуют очищению возду­ха различными способами: механическим (удерживают пыль) и хи­мическим (выделяют летучие вещества, уничтожают бактерии), но благодаря выразительности форм и оттенков колорита стимулирующе или успокаивающе действуют на психику человека.

Первоначально человек проявлял беспомощное отношение к при­роде. Деревья для первобытного челове­ка были основой жизни. Они выполняли роль убежища в непогоду, плоды деревьев спасали от голода, из деревьев были сделаны пер­вые орудия труда, и самое главное — огонь человек научился добы­вать из дерева. Все сюжетные линии Библии сосредоточены вокруг дерева жизни и древа познания, растущих в райском саду. У древ­него человека были все основания наделять леса, горы и реки фан­тастическими существами, злыми и добрыми. В образах природы человек всегда находил близкие ему черты: могучий инстинкт жиз­ни и потребность любить, мужество и страх, ласку и гнев. Деревья по сей день рождают целый мир живых образов.

Клен — украшение наших лесов, считается щеголем. Раскидис­тая крона, резные листья подтверждают это. Липа — символ романтической любви. Ива — символ скорби, грусти. Березу, которой посвящали стихи наши поэты, зовут русской. Она — олицетворение души нации. Греки поклонялись кипарису и лавру. Лотос у народов Индии является символом чистоты. Этот цветок всегда вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан.

Деревья разнообразны по высоте, форме кроны, характеру вет­вей и обладают различным психологическим воздействием на чело­века. Посредством зрительного анализатора сосредотачивается внима­ние, развивается воображение. Это необходимо как для отдыха, так и для творческой работы. Одни формы деревьев стимулируют дея­тельность людей, а другие, напротив, располагают к статическому, пассивному поведению. К активным формам относятся те, которые обладают в большей или меньшей степени свойством динамизма, стимулирования.

В теории пластического искусства горизонтальная линия счита­ется успокаивающей, вертикальная — придает нарастающую, восхо­дящую динамику. Эта динамика совершенна и хорошо уравновешена.

Наклонная линия — самая неспокойная, неуравновешенная, про­изводящая впечатление падающей, она самая динамическая.

Однако в природе встречаются более сложные очертания, чем прямая линия. Направление прямой линии кажется измененным под влиянием аннексированных (присоединительных) линий. На­пример, параллельные линии, пересеченные небольшими линия­ми в разных направлениях, уже не кажутся параллельными. Создается иллю­зия нарушения параллельности и определенного динамизма. Поэтому даже незначительные из­менения, состоящие в пересечении больших линий маленьки­ми отрезками или в добавлении маленьких отрезков под разными углами или, если взять аналогичную ситуацию, ритмичные изоб­ражения силуэта ветвления дерева по отношению к горизонту, воспринимаются по-разному.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что незна­чительные изменения в линейном контуре фигур, деревьев, кон­струкции ветвления даже в деревьях одной и той же формы кро­ны дают различные нюансы их выразительности. Эмоциональное воздействие, прежде всего, ока­зывает форма кроны. Все разнообразие форм крон деревьев мож­но свести к нескольким видам. Так, например, коническая форма оказывает стимулирующее воздействие на человека. Она создает образ устремленности вверх, устойчивого равновесия и повышает настроение человека и его тонус. Столбовидная форма дерева имеет такие контуры, которые при­тягивают взгляд вверх, вдоль вертикального силуэта. Восходя­щая динамика, вызванная такой формой, более успокаивающая, чем динамика конической формы, несмотря на то, что у столбовидной формы боковые контуры прямые, вертикальные, почти параллельные.

Столбовидные деревья, расположенные в рядах и группах, про­изводят обычно торжественное (напыщенное, высокопарное) впечат­ление, способствуя гармоническому единству эмоций и воли. Пред­ставителями столбовидной формы являются можжевельник и тополь.

Пассивно-депрессивное воздействие оказывают силуэты деревь­ев более или менее статического характера. Сферическая крона при­дает деревьям статический характер. Контур и форма этих деревьев создают впечатление состояния полного удовлетворения. Это фак­тор, который сохраняет накопленную энергию. Четко выраженный приятный силуэт и завершенная форма поддерживают хорошее ду­шевное равновесие, способствуют сохранению сил. Эти формы очень характерны для виргинского можжевельника и вяза (ильма).

Зонтообразная форма деревьев, для которой характерна горизон­тальная крона, растянутая и статическая, является успокаивающей. Зонтообразная форма создает ощущение защиты, покровительства над человеком, находящимся под деревом. Крона защищает челове­ка от горячих лучей солнца. Рекомендуется посадка этих деревьев в зонах отдыха и парках. Характерными зонтообразными являются сосна и дуб.

Кроме отмеченных крон деревьев и форм их разветвления, есть деревья с развернутой (разрозненной, разбросанной) кроной, как с большими стволами, так и с разбросанными в виде букета. Они ди­намически или статически влияют на воображение, психику. Дере­во характеризуется динамикой наклонных стволов и живописным силуэтом их разветвлений. Это определяет один из возбуждающих факторов, который сосредотачивает внимание и развивает вообра­жение.

Плакучие деревья с различными формами крон и опущенными ветвями создают впечатление полной пассивности, статического со­стояния, истощения (изнурения, бессилия) с оттенком печали, гру­сти, уныния. Это успокаивающий фактор, тормозящий импульсы воли, желания. Характерными плакучими деревьями являются ива, некоторые виды рябины, березы и др.

Не только естественные, но и искусственно сформированные кро­ны довольно сильно влияют на человеческую психику. Большой эффект, в особенности на детей, производят различные кустарники, стриженные в форме зооморфных и биоморфных мотивов (птиц, зверей, растений). Художественная стрижка деревьев и кустарни­ков может использоваться как успокаивающий фактор.

Наряду с растениями, большое эмоциональное воздействие на че­ловека оказывает вода. Она действует на него успокаивающе и одно­временно вызывает разнообразные ощущения в зависимости от свое­го состояния. Статическое состояние воды используется как элемент нейтральный, усиливающий созерцательность, вызывающий ощуще­ние покоя. Динамическое состояние воды, характеризующее измен­чивость ее движения, сопровождающееся плеском и журчанием струй, вызывает ощущение бодрости, веселья, уверенности. Разнообразные звуки журчащей воды оказывают положительное эмоциональное воз­действие на человека, снижают его утомляемость.

Из вышеизложенного следует, что необходимо формировать ландшафтные композиции с целью достижения определенного направленного воздействия на человека. Особое внимание следует обратить на цвето­вую окраску растительности. Она активно влияет на органы чувств человека, его психофизиологическое состояние. Цветовой колорит растительных группировок, водных устройств, различных компози­ций из камней воспринимается не только зрением, но и всем орга­низмом в целом (включая слух, осязание, обоняние и др.). Эмоцио­нальная реакция на цвет обусловлена появлением определенных ассоциаций. Эмоциональное воздействие цвета определяет цветовое соотно­шение композиций. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные. Использование цвета в ландшафт­ных композициях в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей.

return false">ссылка скрыта

Следует также продумать формирование ландшафтных композиций с учетом психологии возрастного восприятия, так как известно, что восприятие зависит от принадлежности человека к определенной возрастной и социальной группе, от его ценностной ориентации, образа жизни, специфики трудовой деятельности и др. Все это необ­ходимо учитывать при создании ландшафтных объектов.

Размер внутреннего пространства, взятый в соотноше­нии с размерами человека, а также характер размещения объемов в пространстве может вызвать различные ощущения. Так, например, Джон Саймондс определил эмоционально-психологические ощуще­ния, вызываемые разными пространствами:

- Напряжение: Неустойчивость формы. Дробная композиция. Сложные звуки. Раздробленность света.

- Разрядка: Простой объем может меняться по размеру от интимного до грандиозного. Мягкий свет. Успокаивающий звук. Объем, насыщенный спокойными цветами.

- Испуг: Очевидная западня. Отсутствие точек ориентации. Скользкая плоскость основания. Опасность. Темнота, мрачность. Ненормальный моноуровневый цвет.

- Веселье: Свободное пространство. Гладкие, плавные формы и узоры. Возможность вихревого движения. Теплые, яркие цвета. Веселые бодрящие звуки.

- Созерцание: Отсутствие отвлекающих резких контрастов.
Изолированное пространство Низкие спокой­ные потоки звуков.

Таким образом, эмоциональными характеристиками простран­ства являются: протяженность, глубина, прерывистость и непре­рывность, конечность и бесконечность, расчлененность, статич­ность и динамичность.

Неза­висимо от возраста и социального статуса, глаз человека прежде всего воспринимает свет, затем следует восприятие цвета и далее формы крон деревьев и характера строения ветвей и др. Без необхо­димой освещенности мы не можем воспринимать предметный мир. Следовательно, свет и порождаемые им тени имеют первостепенное значение в восприятии ландшафтных композиций. Характер есте­ственного освещения ландшафтных композиций зависит от широты географического месторасположения объекта, от смены сезонных годовых циклов, а также от времени суток. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизменяет объемно-пространственную характеристику ландшаф­тных композиций и их элементов. Если солнечные лучи падают под углом 45° и близким к нему, то создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм. Этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящегося в освещенной зоне. Характер освещения непосредственно влияет на настроение че­ловека. Нас притягивает залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи, ярко освещенная скульптура в конце затененной ал­леи, сквозящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, вели­чественные закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмур­ные дни. Туманы кардинально изменяют колорит и художествен­но-образное решение ландшафта и условия его зрительного вос­приятия.

Художествен­ная выразительность ландшафтных композиций в значительной сте­пени зависит от ориентации всей композиции и ее элементов по сторонам света, размещения зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу, а также от направления ос­мотра.

Следует отметить, что условия зрительного восприятия ландшафт­ных композиций определяет не только характер освещенности, но и удаленность точки обзора. От удаленности точки обзора зависит воз­действие ландшафтных композиций на человека. Можно выделить несколько параметров удаленности точки обзора:

1-5м — расстояние, обеспечивающее обозрение всех элементов ландшафтной композиции, мелких деталей, фактуры и др.;

5-12м — расстояние, обеспечивающее целостность восприятия небольших ландшафтных композиций (цветочных, водных в соче­тании с кустарником, камнями, мхом);

12-20м — расстояние, определяющее границу зоны элементов «переднего плана»;

20-25м — предельное расстояние, при котором хорошо просмат­риваются формы крон деревьев, структура листвы и ствола, цвет всех оттенков и их сочетание, а также контуры кустарников и цве­тов.

Таким образом, восприятие средств ландшафтного дизайна за­висит от размещения точек обзора на территории проектируемого ландшафтного объекта. При разработке сценария психологического воздействия ландшафтных композиций необходимо тщательно про­думывать размещение точек обзора и характер освещенности ланд­шафтных композиций.