Раздел 3.
11.1. Понятие системы национальных счетов
11.2. Валовой национальный продукт. Валовой внутренний продукт.
11.3. Проблема повторного счета. Добавленная стоимость.
11.4. Структура валового национального продукта по расходам.
11.5. Структура валового национального продукта по доходам
11.6. Производные показатели системы национальных счетов: чистый национальный продукт, национальный доход, личный, располагаемый доход.
11.7. Номинальный и реальный ВНП.
11.8. Чистое экономическое благосостояние и национальное богатство.
12.1. Совокупный спрос и его особенности.
12.2. Совокупное предложение. Особенности кривой совокупного предложения.
12.3. Равновесный уровень цен и реальный равновесный объем национального производства.
12.4. Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект храповика.
12.5. Потребление и сбережение. Эффект мультипликатора. Мультипликатор и акселератор.
13.1. Экономический рост, его типы. Факторы экономического роста.
13.2. Неоклассические и кейнсианский модели экономического роста.
13.3. Государственное регулирование экономического роста.
13.4. Оценка последствий экономического роста.
13.5. Теория экономического цикла. Производственный цикл в условиях индустриального общества. Фазы цикла.
13.6. Модификация экономического цикла в послевоенный период.
13.7. Понятие структурного кризиса.
13.8. Экономический кризис в России в 90-х годах ХХ века.
13.9. Антициклическое регулирование.
14.1. Безработица.. ее типы. Фактический и естественный уровни. Полная занятость.
14.2. Экономические и социальные последствия безработицы. Закон Оукена.
14.3. Теория занятости в классической и кейнсианской трактовке.
15.1. Денежный рынок и его равновесие.
15.2. Банковская система как организатор денежного рынка
15.3. Центральный банк и его задачи.
15.4. Механизм функционирования коммерческого банка.
15.5. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.
15.6. Политика дешевых и дорогих денег.
15.7. Влияние кредитно-денежной политики на равновесный объем производства
16.1. Рецессионный и инфляционный разрывы
16.2. Понятие инфляции. Виды инфляции.
16.3. Инфляция спроса и инфляция издержек.
16.4. Инфляция и безработица. Кривая Филипса. Проблема стагфляции.
16.5. Антиинфляционные меры.
17.1. Финансы. Государственный бюджет.
17.2. Государственный долг. Причины возникновения, последствия.
17.3. Пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги.
17.4. Оценка эффективности фискальной политики. Кривая Лаффера.
18.1. Социальная политика в условиях рынка.
18.2. Доходы населения и источники их формирования.
18.3. Дифференциация и нивелировка доходов. Кривая Лоренца.
18.4. Аргументы в пользу равенства и неравенства доходов.
После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список
необходимой литературы, подобрать ее и изучить. Начинать эту работу следует
с исследования перечня литературы, рекомендованной кафедрой
экономической теории в рабочей программе данного курса и планах
семинарских занятий по соответствующим темам. При составлении
библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими
каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей,
опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того 175
или иного журнала. При этом главная задача студента из огромной массы
российской и зарубежной экономической литературы отобрать только книги,
журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной
теме курсовой работы.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ,
опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы
курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая
последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким
реформированием всех сторон нашей жизни в последнее десятилетие, но и тем,
что экономическая наука - наука творческая, она, как и любая другая наука, не
может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми
теоретическими положениями, выводами концепциями.
При изучении литературы можно рекомендовать делать записки из книг и
статей основных положений, теоретических выводов, определений,
доказательств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей
тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно
относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны записки.
Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким
образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов.
Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание
проблемы.
После подбора и изучения литературы студент должен составить
тщательно продуманный план курсовой работы, который призван
способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План - это
основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей
письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Но раз дана
структура работы, состоящая из введения, основного раздела и заключения, то
задача студента состоит в том, чтобы определить 3-4 вопроса основной ее 176
части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения (см.
приложение 2).
Составленный план работы представляется для согласования
преподавателю экономической теории, который консультирует студента.
Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так
и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные
выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни
общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала
следует подходить внимательно. Выписывать нужно только те данные, которые
имеют прямое отношение к теме, и не все, а наиболее важные, типичные и
сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками
получения статистических и фактических данных могут быть
правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ,
статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним
(например, «Финансовые известия», «Частная собственность» и др.), различные
информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры,
статьи, отчетные данные предприятий и учреждений и др.
После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и
соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно
приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и
ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение
самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и
конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно
конкретизировать план работы, разбивать узловатые вопросы на пункты и
подпункты.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать
известные правила, а именно:
- данные следует приводить к абсолютным (млн, руб., т, м, шт.), или
относительным (%) показателям и при их сравнениях обязательно в 177
одинаковых измерениях;
- для доказательства определенной закономерности, тенденции
требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность
экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести
данные ее роста в процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет;
- для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы,
диаграммы и графики, т. е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих
материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.
Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в
курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством
цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но
важнейших, типичных, выразительных и убедительных.