Развитие биржевой торговли в России.

Организационно возрождение биржевой торговли было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными ресурсами, которая получила определенное развитие в 1988-1989 гг.

Впервые в нашей стране свободные цены появились на аукционных торгах промышленной продукции, продаваемой по коммерческим ценам территориальными органами Госснаба СССР. Дальнейший кризис планового материально-технического снабжения привел к появлению натурального обмена. Поэтому в условиях экономического хаоса первые проекты биржевой торговли ориентировались на организацию бартерных обменов.

К развитию биржевой торговли подталкивало и наличие сверхнормативных и неиспользуемых запасов, которые скопились к тому времени на складах предприятий. Последние заинтересовались биржевой торговлей как возможностью реализовать их по рыночным ценам. Нельзя не учитывать и того, что советская экономика на протяжении многих десятилетий была экономикой дефицита, т.е. денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления.

Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накопление крупных финансовых ресурсов предприятий в форме неиспользуемых средств фондов развития производства, социального развития и др. Предприятия, получив свободу в использовании этих средств, искали возможность их применения.

Появление биржевых структур явилось одним из направлении вложения избыточных денежных ресурсов. Тем более, что биржи в своем большинстве создавались как акционерные общества, и в периоды их расцвета акции бирж можно было выгодно продать другим лицам или организациям по более высокой цене, в то время как при учреждении биржи акция оплачивалась по номиналу. Спекулятивная торговля членством на биржах (акциями, местами) процветала.

Биржевой процесс в России в 1990-1991 гг. ознаменовался возникновением крупных биржевых структур, таких, как: Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа «Гермес», биржа наукоемких технологий, металлические, нефтяные, лесные, бумажные, продовольственные биржи.

Сформировались региональные, областные, городские и районные биржевые комплексы. К началу 1992 г. Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, на первом месте в мире. Общее количество зарегистрированных в России товарных бирж превышало их общее количество во всем остальном мире. В одной Москве их было около двадцати.

Рост численности бирж начался в 1990 году, а в 1992 году отмечено пиковое количество официально зарегистрированных бирж и оно составило 224 биржи. После 1992 года отмечено устойчивое снижение количества до 1999 года. После 1999 года показатель количества имеет скачкообразный характер. И, на данный момент, по данным списка организаций, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли по состоянию на 11 мая 2012 насчитывается только 16 действующих бирж. Динамика изменения численности бирж в России показана на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Динамика изменения численности бирж в России

 

Ситуация изменилась к весне 1992 г., когда рыночные отношения охватили процесс ценообразования на все товары. Сократилось число биржевых сделок, уменьшилось количество товарных бирж. Биржевая торговля перестала быть единственным и неповторимым символом рынка, она начала приближаться к тому, чтобы занимать именно то место, которое присуще ей во всех странах с развитой рыночной экономикой. Зарождается фьючерсный рынок. Биржа постепенно отказывается от не свойственных ее природе сделок с наличным товаром.

Отличительной чертой торговли на крупнейших российских биржах была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг - основные черты, присущие только биржевой системе России начала 90-х годов, были связаны с необычной экономической ситуацией, сложившейся в те годы.

Список организаций, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли по состоянию на 11 мая 2012 года представлен в таблице 5

Таблица 5

  Наименование биржи
1. Закрытое акционерное общество «Биржа «Санкт-Петербург»
2. Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская биржа»
3. Открытое акционерное общество «Московская фондовая биржа»
4. Некоммерческое партнерство "Объединенная биржа реконструкции и развития"
5. Некоммерческое партнерство "ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКАЯ БИРЖА"
6. Открытое акционерное общество «ММВБ-РТС»
7. Закрытое акционерное общество "Региональный биржевой центр "ММВБ-Поволжье"
8. Закрытое акционерное общество «Национальная товарная биржа»
9. Некоммерческое партнерство "Межрегиональная Биржа Нефтегазового Комплекса"
10. Некоммерческое партнерство "Новая биржа"
11. Некоммерческое партнерство «Восточно-европейская товарно-сырьевая биржа»
12. Открытое акционерное общество "Московская энергетическая биржа"
13. Закрытое акционерное общество «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа»
14. Общество с ограниченной ответственностью Товарная биржа «ИнвестГрупп»
15. Закрытое акционерное общество "Фондовая биржа ММВБ"
16. Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургская Валютная Биржа"

 

Из них, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), 14 находятся в списке товарных бирж, 4 имеют лицензию фондовой биржи, две из которых, Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургская биржа» и Открытое акционерное общество «ММВБ-РТС» присутствуют в обоих списках. Только три биржи имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, это ММВБ-РТС и Санкт-Петербургская валютная биржа.

В зависимости от вида биржевого товара, лишь немногие российские биржи можно подразделить на товарные (товарно-сырьевые) и фондовые. Большинство бирж являются товарно-фондовыми. Несмотря на название валютной, некоторые биржи, как например ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа" на деле является фондовой.

Возрождение биржевой деятельности происходило в отсутствие соответствующей законодательной базы, т.е. не существовало каких-либо ограничений или запретов на организацию бирж, их функционирование, использование капиталов и т.д.

В 1992 г. был принят Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», предусматривавший контроль государственных органов над деятельностью бирж, а главное - существование ограничения на движение их капиталов.

С учетом изменений в экономике и регулирования биржевого дела биржи могут быть подвержены ликвидации, объединению в той или иной форме, и наконец, преобразованию. К настоящему времени многие из созданных в 1990-1992 гг. бирж уже ликвидировались. Поглощение более крупными биржами - это второе направление упорядочения биржевой торговли. Третий путь - это превращение бирж в другие коммерческие структуры: торговые дома, торговые и финансовые компании и т. д. Четвертое направление преобразований бирж - это их перепрофилирование, когда созданные первоначально как товарные эти биржи начинают торговать ценными бумагами, фьючерсными контрактами, т.е. функционируют как фондовые или фьючерсные биржи.

 

2. Ярмарки и выставки.

 

Ярмарки и выставки получают все большее распространение в торговле. Такая форма торговли, организованная в виде выставок-продаж или выставок-салонов, обеспечивает проведение распрода­жи товаров с определенной наглядностью. Задача ярмарочных и вы­ставочных торгов — оптовая продажа, заключение сделок и прямых контрактов на реализацию товаров по представленным образцам.

При выставочной продаже предоставляется возможность ознако­миться с новейшими видами продукции и сравнить их с традицион­ными, реализуемыми на рынке. Демонстрация и представление с по­следующей продажей новых товаров являются предпосылками для установления контактов с потенциальными потребителями.

 

2.1Значение и виды оптовых ярмарок.

 

Прогрессивной формой оптовых закупок является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках.

Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках - одна из старейших форм оптовой торговли. Оптовые ярмарки проводились еще в дореволюционный период, когда широкой известностью пользовались Нижегородская, Киевская, Харьковская и другие ярмарки.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.

В рыночной экономике получили развитие оптовые ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального (местного) значения. В международных или общегосударственных оптовых ярмарках принимают участие международные компании (фирмы) - поставщики товаров из ближнего или дальнего зарубежья. Их организуют государственные органы управления, а также крупные коммерческие структуры.

На оптовых ярмарках местного масштаба совершаются сделки по купле-продаже товаров сложного ассортимента, выпускаемых местными производственными предприятиями. На таких оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров по свободным ценам на основе индивидуального подбора, сравнения и выбора из ассортимента продукции различных производителей.

Помимо территориального признака оптовые ярмарки классифицируются также по товарному и отраслевому признакам.

Товарный признак означает вид (виды) товаров, реализуемых на ярмарке. По этому признаку ярмарки могут быть специализированными (например, ярмарки изделий легкой промышленности, парфюмерно-косметических товаров, бакалейных товаров, автомобилей и др.) и универсальными (реализуются различные виды товаров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства).

По отраслевому признаку ярмарки подразделяются на отраслевые (проводит одна отрасль производства товаров) и межотраслевые, охватывающие изделия различных отраслей производства (машиностроительной, легкой, пищевой и других).

Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них.

Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, чертежах, фотографиях, кино-видеороликах и т.д.

В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:

─ ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот;

─ ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции;

Перед ярмарками первого вида ставится следующие задачи:

─ усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований;

─ внедрение в производство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов; одновременное определение продукции с моральным износом, экономически нецелесообразной в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемой к снятию с производства;

─ работа связанная с демонополизацией в сфере производства и обращения продукции;

─ обязанности по обеспечению приоритета потребителей, усилению экономического воздействия на поставщика в случае нарушения им договорных обязательств; препятствие волевым приемам и решениям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей.

Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов.

В современных условиях для проведения ярмарок создаются специальные, постоянно действующие организационные структуры, например Всероссийское акционерное общество "Нижегородская ярмарка", Внешторговое объединение АО "Экспортер" и др.

Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживание деловых контактов, упорядочение процесса оптовой торговли, анализ информации, организация рекламы.

2.2 Организация работы оптовой ярмарки

Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам; периодичность проведения оптовых ярмарок; предварительное установление сроков и места продажи товаров; единовременное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров.

Основной метод организации оптовой реализации товаров на ярмарках - выставки-продажи товаров по представленным образцам. Образцы товаров доставляются на ярмарку предприятиями-поставщиками за свой счет.

Руководство оптовой ярмаркой осуществляет постоянно действующий ярмарочный комитет, в состав которого включаются представители государственной власти и управления торговлей, промышленных предприятий-изготовителей товаров, коммерческих структур-покупателей и других предприятий. Решения ярмарочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для участников ярмарки.

Ярмарочный комитет выполняет следующие функции:

— определяет сроки и место проведения ярмарки;

— создает рабочие органы ярмарки (дирекцию, арбитраж, группу по учету договоров и другие органы;

— определяет графики встреч поставщиков и покупателей;

— утверждает смету доходов и расходов ярмарки, размер средств на ее проведение и источники их получения;

— устанавливает порядок, режим работы ярмарки;

— разрешает споры, возникающие при заключении, изменении и расторжении договоров;

— решает другие вопросы, связанные с организацией и проведением ярмарки.

Решения ярмарочного комитета оформляются протоколами, подписываемыми председателем ярмарочного комитета или его заместителем.

Дирекция ярмарки:

— осуществляет руководство группой по учету договоров, ведет организаторскую, рекламную и коммерческую деятельность, связанную с подготовкой и проведением ярмарки (аренда помещений, их оборудование и оформление, подготовка необходимой документации, размещение участников, реклама товаров, оснащение оргтехникой, определение регламента работы и т. д.);

— обеспечивает прием и хранение представленных на ярмарку образцов товаров, оказывает содействие участникам ярмарки в заключении договоров, ведет отчетность.

Группа (бюро) по учету договоров:

— ведет необходимую учетную документацию и регистрирует договоры, заключенные на ярмарке;

— анализирует ход заключения договоров, готовит аналитические справки, записки, предложения.

Арбитраж ярмарочного комитета:

— обеспечивает правовое обслуживание ярмарки;

— консультирует участников ярмарки по правовым вопросам;

— рассматривает возникающие на ярмарке преддоговорные споры.

При организации ярмарочной (выставочной) торговли принято выделять три основных этапа ее проведения: предварительный, организационный и заключительный.

Предварительный этап включает принятие решения о проведении оптовой ярмарки или выставки-продажи. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые разрабатывают положение о проведении ярмарки и рассылают письма потенциальным участникам с информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа также разрабатывает рекламные материалы (объявления в печати, пригласительные билеты, рекламные буклеты и т. д.). Издается рекламная брошюра с информацией об условиях участия в ярмарке (стоимость участия с экспонатами и без них, цена аренды павильонов, стоимость размещения рекламных материалов и т.д.).

За определенный срок до открытия участники ярмарки вносят регистрационный взнос и оформляют заявку на участие, в которой сообщают информацию о себе и своих реквизитах, требованиях по размещению экспозиций и др.

Основным источником доходов от проведения ярмарки является плата за участие, аренду площади под экспозицию, транспорта, аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, проведение технических и информационно-коммерческих консультаций и оказание дополнительных услуг.

Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего характеристику поставщиков, их товаров, услуг и другую рекламную информацию. Данный этап включает также оперативную работу по размещению участников, организации их досуга, проведение аукционных торгов, презентаций и других мероприятий.

Заключительный этап предполагает подведение итогов ярмарки с выделением как положительных, так и отрицательных моментов в ее работе. Обобщенные результаты анализа конъюнктуры торговли товарами ассортимента ярмарки, предложения по производству товаров и т.д. представляются заинтересованным организациям и органам управления торговлей для принятия мер к более полному удовлетворению потребительского спроса.

2.3Порядок заключения договоров на ярмарке

Заключение договоров на поставку товаров производится непосредственно на ярмарке. Кроме того, на ярмарке стороны могут уточнять условия ранее заключенных договоров и ассортимент подлежащих поставке товаров.

Представители участников ярмарки должны иметь надлежаще оформленные полномочия (доверенности) для заключения договоров.

Договор подписывается сторонами как минимум в трех экземплярах, один из которых вместе со спецификацией сдается в группу по учету договоров для регистрации. Сторона, получившая проект договора, обязана возвратить другой стороне на ярмарке подписанный договор или в случаях возражений - с приложением протокола разногласий в трех экземплярах не позднее следующего дня после получения проекта договора. Поставщик и покупатель обязаны совместно не позднее следующего дня после получения другой стороной протокола разногласий рассмотреть его.

При недостижении соглашения поставщик (покупатель) в тот же срок передает разногласия на разрешение ярмарочного комитета (арбитража). Если сторона, получившая протокол разногласий, в однодневный срок не передаст оставшиеся неурегулированными разногласия на разрешение ярмарочного комитета (арбитража), предложения другой стороны считаются принятыми.

Договорные споры ярмарочным комитетом (арбитражем) рассматриваются с участием представителей сторон не позднее следующего дня после получения заявления. Протокол заседания арбитража подписывается арбитрами, участвовавшими в рассмотрении спора. Выписки из протокола выдаются заинтересованным сторонам в день принятия решения. Решение арбитража может быть пересмотрено по заявлению заинтересованной стороны, поданному не позднее следующего дня после получения выписки из протокола. Решение арбитража пересматривается ярмарочным комитетом не позднее трех дней со дня принятия решения.

Решение ярмарочного комитета по преддоговорным спорам и утвержденные ярмарками решения арбитража по таким спорам являются окончательными.

Такой порядок заключения договоров ускоряет и упрощает их заключение, устраняет длительный процесс заочной переписки.

Выставка представляет собой мероприятие, на котором участники экспонируют свою продукцию, позиционируют себя в данном сегменте рынка.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок (новых технологий, автомобильные, тяжёлого машиностроения, товаров народного потребления и т.п.).Функционирование таких выставок преследует цели:- оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, выставочно-информационных услуг;- развёртывание рекламной деятельности;- информирование потенциальных потребителей о новой продукции, сферах её применения и возможностях приобретения;- обмен коммерческой информацией с другими регионами, что способствует рационализации хозяйственных связей;- освещение достижений и перспектив развития в области науки и техники, освоения и внедрения новой технологии, прогрессивных технологических процессов и т.д. При этом используется печать, радио, телевидение, кино, магнитофонные записи лекций и бесед и др.На базе экспозиций павильонов, смотров, выставок организуются краткосрочные курсы, научно-технические семинары и конференции, встречи с целью обмена опытом, консультации посетителей. Выставки функционируют за счёт денежных поступлений от взносов её участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художественно-оформительские работы, издательской деятельности и средств, поступивших по договорам с вышестоящими организациями.

При классификации ярмарок и выставок учитывают:

─ частоту проведения;

─ состав предлагаемых экспонатов;

─ характер торговых операций;

─ сферу действия;

─ цель проведения мероприятия.

С учетом частоты проведения ярмарок и выставок обычно рассматривают:

─ периодические ярмарки и выставки;

─ ежегодные ярмарки и выставки;

─ сезонные ярмарки и выставки.

Частота проведения ярмарок и выставок зависит главным образом от вида предлагаемых экспонатов, а также от уровня спроса на ту или иную продукцию. Если, например, речь идет о модной одежде, то такие выставки-продажи организуются от двух до четырех раз в год, в то время как демонстрация и продажа определенной продукции производственного назначения может производиться с интервалом от двух до пяти лет. В последнем случае и говорят о периодических ярмарках и выставках, т. е. о таких мероприятиях, которые проводятся через каждые два-три года или через более длительный интервал времени. Если национальный или региональный спрос на выставочную продукцию растет, это приводит к уве­личению числа показов одной и той же выставкой в течение одного года.

В зависимости от состава экспонатов обычно ярмарки и выставки подразделяют на:

─ универсальные;

─ многоотраслевые;

─ отраслевые;

─ специализированные.

Универсальные ярмарки и выставки получили свое наибольшее развитие в 20-е годы XX в. Они являются одной из форм демонстрации состояния и развития национальной экономики за определенные интервалы времени. В такой традиционной форме универсальные ярмарки и выставки потеряли свою значимость в середине 60-х годов. Если они и проводятся в настоящее время, то в основном в развивающихся странах.

Наиболее развитой формой универсальных ярмарок являются многоотраслевые мероприятия. На них обычно представляются экспонаты фирм, входящих в состав нескольких, обычно родственных, отраслей.

Частным случаем межотраслевых мероприятий являются специализированные ярмарки и выставки. Такие мероприятия специализируются в отношении экспонируемых на них товаров, идей или услуг и ориентированы, главным образом, на определенные сегменты покупателей и потребителей.

Выставки отличаются друг от друга по специализации: ориен­тированные на отраслевых спе­циалистов, так называемые — В2В (business-to-business); ориентиро­ванные на конечного потребителя — В2С (business-to-customer) и смешанные выставки — В2В+В2С.

С учетом этого обычно выделяют:

─ ярмарки и выставки продукции производственного назначения;

─ ярмарки и выставки потребительских товаров;

─ ярмарки и выставки услуг.

Очевидно, что в каждом таком мероприятии в качестве экспонатов соответственно рассматриваются: продукция производственного назначения (станки, машины, оборудование); потребительские товары (одежда, обувь, косметика); услуги (стоматология, туризм и др.).

Специализация выставки определяет не только состав компаний-участниц, но и состав посетите­лей. Если выставка относится к разряду «В2В», то ее основными посетителями будут представители тор­говых сетей и магазинов. Если выставка относится к разряду «В2С», основная категория посетителей будет представлена конечными потребителями продукции, что в целом характерно только для выставок национального значения.

Следующим важным фактором, который обычно учитывается при классификации ярмарок и выставок, является сфера их действия. С учетом этого ярмарки и выставки подразделяются на:

─ региональные;

─ национальные;

─ международные.

Региональные ярмарки и выставки, как правило, являются местными мероприятиями, в которых участвуют в основном малые фирмы, представляющие одну или несколько отраслей.

Структура таких ярмарок и выставок характерна и для подобных межрегиональных мероприятий. Однако в международных ярмарках и выставках участвуют и более крупные фирмы, причем радиус охвата участников таких мероприятий является более широким, чем при подобных региональных мероприятиях.

Как внутри государства, так и за рубежом могут проводиться и международные ярмарки и выставки. Организация таких мероприятий предполагает участие в их работе фирм из различных стран, причем обычно считается, что данная ярмарка или выставка является международной, если среди ее экспонатов, по крайней мере, 10-15 % принадлежит фирмам зарубежных стран.

Наконец, можно классифицировать ярмарки и выставки с учетом целей их проведения. Такой подход позволяет ярмарки и выставки подразделять на:

• торговые;

• ознакомительные;

• коммуникационные.

Организаторами выставочно-ярмарочных мероприятий могут выступать:

· федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

· выставочные организации;

· торгово-промышленные палаты (ТПП) Российской Федерации и региональные;

· межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, а также отраслевые ассоциации;

· прочие организации, для которых организация выставочных мероприятий не является основной деятельностью.

Сущность каждого из последних классов ярмарок и выставок определяется их непосредственным названием.

Каждая из ярмарок или выставок, принадлежащая к тому или иному классу, обладает своими характерными и индивидуальными параметрами, изменяющимися с течением времени.

 

3. Торговля на аукционах, конкурсах (тендерах).

На аукционах (от лат. audio — продажа с публичного торга) представляют к продаже товары, которые обладают индивидуальны­ми свойствами и ценностями. К ним относятся произведения искус­ства, ювелирные изделия, предметы антиквариата, уникальные кол­лекции, пушнина и др. Выдвинутые на аукцион товары реализуются гласно, в заранее установленное время и в определенном месте.