Дистрибьюторы
Экономические формы посредничества не всегда облекаются в юридическую форму представительства. Усиление рыночной конкуренции и возрастающая сложность реализации товаров и услуг, поиск наиболее эффективных форм и методов их продвижения на рынке, в частности, создание производителями и торговцами совместной системы сбыта изделий, - все это привело к использованию нетрадиционных, отличающихся от «классических» договорных форм. Посредники (как звенья товаропроводящей сети) именуются здесь распространителями, «дистрибьюторами».
Дистрибьютор отличается от простого покупателя или продавца тем, что связан со своим торговым партнёром посредническим соглашением, в котором оговариваются перечень сбываемых товаров, территория сбыта, право на продажу, минимальный годовой объем реализации, обязательства посреднической фирмы о предпродажном сервисе и предпродажной доработке товаров, их гарантийном и техническом обслуживании.
Дистрибьюторы заключают с поставщиком продукции контракт купли-продажи и затем продают ее от своего имени. Таким образом, юридические и экономические последствия перепродажи полностью ложатся на посредника, а его прибыль определяется разницей покупной и перепродажной цены товара.
Выполнение ими обязательств перед продуцентом обычно не зависит от выполнения перед ними условий договора покупателями. Одним из самых существенных условий соглашения с дистрибьютором является способ определения размеров вознаграждения. Как правило, в качестве вознаграждения применяется скидка с цены продаж, которая зависит и от минимального объема поставки товара. Соглашения могут предусматривать предоставление продуцентом различного объема прав; неисключительное право продажи, исключительное (монопольное) право продажи и преимущественное право продажи или «право первой руки».