Предмет и метод теории государства и права 3 страница

10. Понятие и классификация функций Российского государства

 

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными под-разделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Государственные функции — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

• внешние функции — служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

• внутренние функции — служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

• основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;

• неосновные функции — являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов — это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций — основных, неосновных и функций государственных органов — проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

11. Характеристика основных внутренних функций Российского государства

Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Закон определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления или отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за их взиманием на территории Российской Федерации. Налоговая система должна поддерживать производителей, работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции.

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности

Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка - тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. Первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению.

Функция охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.

Главное внимание здесь должно быть уделено:

· обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений;

· охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной экологической ситуации крупных городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения);

· оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России;

· участию в решении глобальных (мировых) экологических проблем.

Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями.

Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.

12. Характеристика основных внешних функций Российского государства

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

К внешним функциям России относятся следующие.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п. Особенно ярко о необходимости поддержания обороны страны на достаточно высоком уровне еще раз напомнили югославские события 1999 г., когда НАТО в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН наносила ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии.

Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в том числе и Российской Федерации, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

13. Формы и методы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.
Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.
Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).
Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.
Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.
Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).
Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.
Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей.
Методы:
1. убеждение (власть агитирует).
2. принуждение (заставляет).
3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).
Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:
· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);
· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

14. Понятие и элементы формы государства

В понятие «форма государства» включаются порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной обособленности, характер межведомственных взаимоотношений и отношений государственных органов с населением и др. Категория «форма государства» подразумевает под собой особенность методов, которые используются государственными органами для осуществления управленческой деятельности.

Наиболее полное представление о понятии «форма государства» можно получить только при совокупном изучении трех составляющих указанного выше понятия. Итак, форма государства подразумевает под собой следующие три элемента:

1) форма правления,

2) форма государственного устройства,

3) государственно-правовой режим.

Под формой правления государства понимается порядок образования и организации высших органов государственной власти, принципы их взаимоотношений друг с другом и с населением. Таким образом, категория «форма правления» наглядно показывает, кто и каким образом правит в государстве. Все государства, основываясь на критерии формы правления, можно разделить на два основных вида:

1) монархии,

2) республики.

В свою очередь, монархии подразделяются на ограниченные и неограниченные, а республики — на парламентские, президентские и смешанные.

Под формой государственного устройства понимается территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными частями — территориальными государственными единицами. По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида:

1) унитарное,

2) федеративное,

3) конфедеративное.

Под государственно-правовым режимом понимается система средств и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В свою очередь, по виду средств и методов государственного властвования все государственно-правовые режимы разделяют на две группы: демократические и авторитарные.

15. Формы государственного правления; соотношение типа и формы государства

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху.

За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту.

Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность.

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр.

Форма государства - это организация государственной власти, методы ее осуществления и ее территориальное устройство, которые отражают особенности развития страны, уровень ее демократии, а также культуры населения.

Тип государства - это совокупность признаков отличающих одно государство от другого.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм - в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия, Римская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа - монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа - демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии; для социалистического типа - Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная монархия есть принадлежность только феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит и от других факторов:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) историко-национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны - государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

16. Формы национально-государственного и административно-территориального устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает :
- из каких частей состоит внутренняя структура государства;
- какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- в какой гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы : - унитарное; - федеративное; - конфедеративное.
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками :
- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном гос-венном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-венного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.