ВОПРОС ТЕЗАУРУС.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте; направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначительных.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течении определенного времени сосредотачивать внимание.(нет ни цели, ни волевого усилия).
Произвольное внимание включает в себя волевую регуляцию, обладает всеми качествами непроизвольного внимания (есть цель, используется волевое усилие).
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т. д.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно регулировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Свойства внимания:
1. Концентрация - сосредоточенность на чем-либо одном; степень усугубления в деятельность при отвлечении от всего остального.
2. Устойчивость -длительное удерживание внимания на объекте или деятельности.
3. Распределение - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.
4.Переключение - переход от одного объекта к другому.
Память -психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта; форма психического отражения, заключается в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении индивидом собственного прошлого опыта. (Смирнова, Истомина, Выготский. Зинченко).
Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала-образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания-логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить-непроизвольной и произвольной.
Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.
Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.
Двигательная память - память на движения и действия.
Словесно-логическая память - память на мысли.
Логическая - вид памяти, предполагающий осмысление, т.е. Сознательное усвоение материала.
Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.
Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели (мнемическая память сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить).
Произвольная память - вид памяти предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.
Процессы памяти:
1. Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.
2. Запоминание - процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.
3. Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте.
4. Забывание - утрата информации из памяти или не возможность ее восстановить.
5. Сохранение - удерживание прошлого опыта, в течении более или менее длительного времени.
Мышление Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений между объектами.
Виды мышления:
1. Наглядно -действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.
2.наглядно-образное мышление — вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы
3.Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия.
4.Логическое мышление - мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.
Мыслительные операции:
1.Анализ - Мысленное расчленение целого на части.
2. Синтез - мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое.
3. Сравнение - установление сходства и различия между предметами, явлениями.
4. Абстракция - вычленение каких-либо сторон объекта при отввлечении от других.
Познавательные процессы - процессы ощущений, восприятия, внимания, представления, памяти, воображения, речи
обеспечивающие каждый в отдельности и в совокупности познание.
Познание - процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний.
Умственное развитие Умственное развитие - совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.
Воображение - познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материале восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.
Речь-процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения