Тормозные устройства скоростного подвижного состава

Пассажирский подвижной состав, оборудованный электропневматическим тормозом с чугунными тормозными колодками может обращаться по условиям необходимой эффективности торможения со скоростями до 120 км/ч. Значительное уменьшение коэффициента трения чугунных колодок и следовательно тормозной силы поезда с дальнейшим ростом скорости не позволяет при обычном тормозном оборудовании увеличить скорость движения, хотя по условиям сцепления колес с рельсами при высоких скоростях может быть реализована и большая тормозная сила.

Повышение скоростей движения становится возможным при использовании системы регулирования силы нажатия чугунных тормозных колодок в зависимости от скорости (скоростное регулирование). Для этого в зоне высоких скоростей в тормозном цилиндре устанавливается повышенное давление с автоматическим его понижением при снижении скорости ниже определенной величины. Скоростное регулирование силы нажатия чугунных колодок позволяет увеличить скорость движения пассажирских поездов до 140 км/ч, а в отдельных случаях и до 160км/ч

Для более полного использования коэффициента сцепления колес с рельсами тормозная сила должна повышаться с ростом скорости движения. Этому требованию удовлетворяют композиционные колодки, специальные устройства скоростного регулирования и электромагнитные рельсовые тормоза.

Устройствами скоростного регулирования силы нажатия чугунных тормозных колодок оборудованы электровозы ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т, вагоны международного сообщения железных дорог СНГ с тормозом KE-GPR и чехословацких железных дорог с тормозом DAKO-R, эксплуатирующиеся на дорогах СНГ. Пассажирские поезда с электропневматическим тормозом и композиционными тормозными колодками, имеющими мало зависящий от скорости коэффициент трения, обращаются со скоростями 140-160 км/ч без скоростного регулирования.

Использование противоюзных устройств, предупреждающих заклинивание колесных пар при коэффициенте сцепления ниже допускаемой величины, когда тормозная сила становится больше силы сцепления колес с рельсами, позволяет также увеличить силу нажатия тормозных колодок примерно на 10%. Противоюзные устройства механического (инерционного) типа, срабатывающие при повышении замедления частоты вращения колесной пары более определенной величины, установлены на вагонах международного сообщения.

Дальнейшее повышение скоростей движения пассажирских поездов при колодочных тормозах ограничено силой сцепления колес с рельсами, а также чрезмерным нагревом поверхности катания колеса при торможении, особенно при композиционных колодках.

Дисковые тормоза с композиционными тормозными накладками, ис-ключающие тепловые нагрузки тормозов, позволяют реализовать скорости движения до 160 км/ч. Однако при этих тормозах наблюдаются частые случаи нарушения сцепления колес с рельсами вследствие загрязненности поверхности катания колес и ухудшения шунтировки рельсовых цепей. Поэтому дисковые тормоза применяют обязательно с противоюзными устройствами, причем в последнее время выявилась необходимость использования при этих тормозах электронных противоюзных устройств, работающих не только по принципу абсолютной величины замедления частоты вращения колес, но и на сравнении частоты вращения всех колесных пар вагона.

В последние годы за рубежом начинает широко применятся на скоростном подвижном составе комбинированное тормозное оборудование вагонов с дисковым и колодочным тормозами, соотношение тормозных сил которых составляет примерно 2:1. Такая комбинация тормозов в сочетании с электронными противоюзными устройствами позволяет повысить мощность тормозов и устраняет в значительной степени недостатки, присущие каждой тормозной системе в отдельности.

Электромагнитные рельсовые тормоза, действие которых не зависит от условий сцепления колес с рельсами и работающие при экстренном торможении, в сочетании с обычными тормозными системами значительно повышает мощность тормозных средств и позволяют реализовать скорости движения до 200-250 км/ч.

Еще более мощным тормозным средством являются разработанные в последние годы и проходящие испытания в ряде стран линейные (рельсовые) тормоза на вихревых токах, действие которых так же, как и электромагнитных рельсовых тормозов, не зависит от условий сцепления колес с рельсами.

На пассажирских поездах РТ200 и электропоездах ЭР200 со скоростями движения до 200 км/ч применяются электропневматические, дисковые и электромагнитные рельсовые тормоза, электронные противоюзные устройства и мощный реостатный тормоз. При наличии таких тормозных средств тормозной путь поезда при экстренном торможении на уклоне 0,010 при скорости 200 км/ч составляет около 1700 м.