Сущность современного красноречия

 

К концу ХХ в. человек уже слишком многое увидел, прожил и пережил, чтобы его представления о прекрасной речи, т.е. риторический идеал, остался прежним, неизменным.

Идеальной, прекрасной вряд ли может в наше время считаться речь всего лишь «словесно красивая», а тем более чрезмерно украшенная. Напротив, украшательство воспринимается сейчас нередко как признак лживости, цветистость – как покров, скрывающий нечто низменное. Это лишь настораживает, рождает недоверие, отталкивает.

Красота речи в наши дни во многом сродни красоте любого предмета обихода – это прежде всего функциональность, соответствие своей основной задаче. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего – привлекает внимание слушающего, пробуждает в последнем именно та мысли и эмоции, тот отклик, который так нужен оратору или собеседнику, - тем она совершенней.

Красота речи, как мы уже говорили, - это также стройность ее мыслительного каркаса, смысловая насыщенность и глубина. Замечательный преподаватель риторики, автор одного из популярнейших учебников, Н.Ф. Кошанский писал: «Грамматика занимается только словами; Реторика преимущественно мыслями».

Риторика, особенно современная, - это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова. Простота и сила, присущие ораторским образцам античной классики, приобретают сегодня особое значение. Современная речь – это некая «литературная геометрия», результат усиленной мыслительной работы, это соразмерное здание, логически выстроенное из четких смыслов точно употребленных слов.

Вот что пишет о прекрасной речи А.Ф. Лосев: «Да! Какой я был любитель докладов, речей, споров и вообще разговоров! Слова! Да, не с меланхолией, не по-гамлетовски я скажу: «Слова, слова, слова!». Слова всегда были для меня глубоким, страстным, завораживающе-мудрым и талантливым делом. Как мало людей, которые любят и умеют талантливо говорить! И кА я искал, кА я любил, как я боготворил этих людей! Боже мой, что это за чудесный дар – уметь говорить и уметь слушать, кгода говорят!. В молодости при звуках талантливой речи я чувствовал, как утончается серебрится и играет моя мысль, как мозг перестраивается у меня наподобие драгоценного и тончайшего музыкального инструмента, как дух мой начинал носиться по безбрежной и бледной зелёности мысленного моря, на котором вспененная мудрость ласкает и дразнит тебя своими багряными, алыми всплесками» («Жизнь» СПб, 1993).

Обратим внимание и на то, что «чудный дар» талантливой речи понимается Лосевым как единое, целостное умение человека не только говорить самому, но и уметь слушать, когда говорят. Это очень важно, ведь только таким образом становится возможным и реально осуществимым подлинный диалог между людьми. А значит, возникают и предпосылки взаимопонимания между ними.

Итак, вот, что такое прекрасная, образцовая речь для человека, стоящего на пороге ХХ1 века: это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности.