Вопросы VI Всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец» по обществознанию для 7–8 классов.

 

1.Эрнст Кассирер понимал человека как «животного, созидающего символы». Он рассматривал язык, миф, религию, искусство и науку как самостоятельные образования, не сводимые друг к другу. Назовите понятие, которым он обозначал разнообразные сферы культуры.

 

2.В широком смысле под культурными нормами понимается и мораль, и право, но существует и особая группа культурных норм, выражающаяся в виде обычаев общения между людьми и коллективами людей. Назовите понятие, обозначающее такую группу.

 

3.В Древней Греции идеальный гражданин полиса, стремящийся к реализации общих целей гражданского коллектива, считался идеалом воспитания, в котором гармонично сочетались физические и нравственные достоинства. Назовите термин, которым именовали такое сочетание достоинств в человеке.

 

4.В науке данный термин связан с теориями о рождении и эволюции Вселенной, в то время как в религии он соотносится со сверхъестественными силами, управляющими Вселенной. Назовите этот термин.

 

5.Фаравахар – крылатый диск, изображающий подобие ангела-хранителя. Изначально означал символ власти и божественного происхождения, а в современном значении осмысливается как проводник человеческой души на её жизненном пути к единению с богом. Назовите религию, символ которой изображен на картинке.

 

 

 

6.Этот немецкий философ российского происхождения объединял справедливость, мудрость, храбрость и самообладание в ценности античной морали. А любовь к ближнему, доверие, искренность и верность в ценности христианской морали. Назовите этого человека.

 

7.Николай Бердяев считал, что единственный источник творчества – это свобода. Назовите понятие, которым он именовал творческий прорыв человека, преодоление им рабских оков природно-исторического бытия.

 

8.Английский философ Джордж Мур в своём фундаментальном труде различает «добро как таковое» и «добро как средство». Первое является понятием и постигается интуитивно. Второе подразумевает помимо постижения «добра как такового» анализ связи поступков и порождаемых ими результатов. Назовите этот труд.

 

9.Американский психолог Вильгельм Райх выделял тип невроза, при котором защитный механизм психики или нигилизм выражается в отдельных чертаххарактера, способах вызывающего поведения. Назовите понятие, которым он назвал такое состояние человека.

 

10.Восемь спиц колеса Дхармы символизируют Благородный Восьмеричный Путь – путь, ведущий к прекращению страдания и освобождению от круговорота перерождений. Назовите религию, символ которой изображен на картинке.

 

 

 

11.Элитарная культурачасто непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия, так как предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Назовите выражение, которое является формулой элитарной культуры.

 

12.Для этой возрастной группы населения свойственно эмоционально-нравственное восприятие мира и динамичность поведения. Назовите эту возрастную группу, для культуры которой характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию.

 

13.Назовите автора цитаты: «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

 

14.Четвёртая из пяти священных заповедей буддизма призывает человека к отказу от злоупотребления доверием, лжи и обмана. Назовите термин в буддизме, означающий внутреннюю правдивость, честность во всем.

 

15.Преамбула Устава ООН даёт следующую характеристику определения толерантности: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Назовите дату Международного дня посвящённого терпимости.

 

16.Массовая культура в её самом низкопробном проявлении основывается на упрощенной подаче проблематики, опирается на стереотипные образы, идеи, сюжеты и ориентируется на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Назовите термин, обозначающий этот уровень массовой культуры.

 

17.У североамериканских индейцев фенечка использовалась как символ дружбы. С конца 1960-х годов цвета и узоры на плетёных браслетах стали нести информацию о статусе её обладателя в музыкальной субкультуре. Назовите субкультуру, символ которой изображен на картинке.

 

 

 

18.Швейцарский психолог Карл Юнг считал причиной появления религии тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы человеческой психики, которые выражаются в архетипах и воплощаются в образах мифологии и религии. Назовите понятие под которым он понимал идентичное у всех людей основание душевной жизни.

 

19.В Древней Греции понятие арете обозначало достойные нравственные качества человека, которые требуют усилий с его стороны. От этого слова происходит термин «аристократ». Древнегреческий поэт сказал: «Порок достигается легко, а овладеть арете трудно». Назовите этого поэта.

 

20.Главная идея идеологии мирового гражданства базируется на понимании «единства человеческого рода». Она призывает к отказу от патриотических чувств в отношении страны в пользу таких чувств по отношению к миру, планете Земля. Назовите эту идеологию.

 

21.Особой подсистемой духовной сферы жизни общества является искусство. Оно представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Назовите их и охарактеризуйте общественные функции искусства.