Риторика в России.

 

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники слова Х1-Х11 вв. и начала Х111 века. Это и фольклорные материалы и произведения художественной литературы, в первую очередь – «слово о полку Игореве», наконец, летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций, отблески которых ощущаются и в настоящее время, несмотря на трехвековую утрату независимости Руси и невосполнимую задержку культурного развития.

Основные черты древней русской риторики таковы:

1. Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы уходит в тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляются верой, убеждениями. Компетенция, знания ценятся превыше всего, как и язык – яркий, цветистый, «украшенный», не лишенный оригинальности.

2. Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача

3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречаются нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не обращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории. Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слушателям. В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохранения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности. Можно, разумеется, предположить, что выступления низкой культуры, не отличающиеся высоким качеством, до нас не дошли. Но если так, то можно предположить, что в среде образованных речей – хранителей рукописей – уровень требований был высок.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью. Вот митрополит Илларион выступает с речью при дворе Ярослава Мудрого («Слово о законе и Благодати»), он прославляет великого князя Владимира и землю русскую, о которой знают и слышат во всех концах земли. «встань, о честная глава из гроба своего! (….) Посмотри на внуков своих и правнуков (…) Посмотри на город, иконами святых освящаемый! (…) Возрадуйся и возвеселись и восхвали Бога!». Пафос речи митрополита – в призыве к единству Руси, укреплению княжеской власти, утверждению самостоятельности и государства, и Церкви.

Речь щедро украшена обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказаниями, аллегорична. Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чувство меры. По мысли оратора, единение произойдет не только через силу государства, но и через язык, через христианское мировоззрение. Так прославлялась прекрасная земля русская.

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера вы божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости.

 

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связаны с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одного источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного исполнения. Как и другие произведения героического эпоса, оно изобилует обращениями, как бы разговором со слушателями. Даже в Х111 – Х1У вв. литературные произведения ещё сохраняли устно-речевую традицию: «Слово о погибели Русской земли», «Житие Сергия Радонежского».

В более поздние времена возникли новые формы: повести, «хожения», полемическая переписка, похвальные слова. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя Андрея Курбского с царем Московским Иоанном Грозным (60-ые гг. ХУ1 века) – страстные, обличительные письма, дающие основание судить о речевом мастерстве автора. А также письма и записки («Житие») протопопа Аввакума, идеолога раскола.

Язык Аввакума необыкновенно высоко ценил В.В. Виноградов, крупнейший лингвист ХХ в. и тонкий знаток развития русской стилистики.

В ХУ11 – ХУ111 вв. были созданы десятки риторических курсов. Если до ХУ111 в. авторами риторик были церковные деятели, то, начиная с Ломоносова ею занимаются светские авторы – филологи, писатели, государственные деятели.

Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию». Этот труд М.В. Ломоносова сразу получил признание, несколько раз переиздавался при жизни автора. Его риторика обращена, прежде всего, к античному миру – Сократу, Платону, Аристотелю, она имеет философские обоснования. В ней рассматриваются педагогические проблемы: о природных дарованиях тех лиц, которые отбираются для риторического обучения, решается вопрос об интуиции и правилах, о корнях ораторского мастерства. Функцию убеждения М.В. Ломоносов дает в смягчённом варианте: «красно говорить и писать и тем склонять других к своему мнению». Предметом науки риторики автор считает не только ораторию, но и поэзию, допускает подражание и постоянное упражнение, призывает учиться на опыте прославленных художников, превозносит мастерство Цицерона, речи которого казались божественными, ибо были выше сил человеческих.

Он отстаивал научную истину в речах, разрабатывал каналы инвенции – изобретения (оно должно касаться настоящего и прошедшего), учил находить главное в содержании и выделять его. М.В. Ломоносов советовал, во-первых, в совершенстве знать предмет своей речи, во-вторых, уметь сказать о нем, передать другим свое знание, т.е. построить свою речь так, чтобы слушатель понял и принял. Заслуга М.В. Ломоносова и в том, что он впервые построил риторическую систему на основе русского языка – его лексики, фразеологии, синтаксиса и предназначил свой труд для светского образования, что получило живой отклик как в среде молодых людей, стремившихся к культуре, так, впрочем, и среди светских петиметров, жаждавших блеснуть метким, образным словом на раутах. К концу ХУ111 в. речевое мастерство ценилось весьма высоко не только в ораторстве, но и в светском общении, в университетах, спорах и полемике, в среде военных. Риторика преподавалась во всех гимназиях, лицеях, в форме частных уроков. Тогда высоко ценились учебники А.И. Галича, М.М. Сперанского (видного реформатора в царствование Александра 1), а также общая и частная риторики Н.Ф. Кошанского, профессора Царскосельского лицея, одного из учителе5й юного Пушкина.

В Х1Х веке начался затяжной кризис риторики. Одним из фактов этого кризиса, сыгравших свою роль и в российской словесности, было распространение романтизма. В условиях отказа от классицизма увлекла борьба против «благородного стиля», против перечней рецептов, чем представлялась риторика с точки зрения свободы художника. У термина риторика появляется второе, крайне пренебрежительное значение – «внешне украшенное пустословие».

И все же в России кризис риторики начался не с языковых, а с нравственн0-педагогических проблем. В 1844 г. В.Г. Белинский в рецензии на «общую реторику» Н. Кошанского писал, что «риторика есть наука красно писать о том, чего не знаешь», стоит только отвечать на вопросы «кто? что? где? когда?». Удивительная школа фразерства! И потому, когда прочтут драму, в которой оболгано человеческое сердце, говорят: «Риторика!» (Белинский В.Г. Соч. – т. 8 – с. 512). Подобная критика, к тому же идущая из прогрессивных кругов, постепенно привела к тому, что во второй половине Х1Х в. реже издавались книги по риторике, она исчезла из планов многих учебных заведений. При чем школы не отказывались от её содержательных материалов, от многих приёмов, таких, как работа над темой, композицией сочинений, тропы и стилистические фигуры, но употребляет их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистические упражнения, теория словесности, культура речи, поэтика.

Но отказ от единой школьной риторики не привёл к упадку её частных ветвей. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. Заметен подъем академического мастерства.

Непродолжительный взлет интереса к риторике наблюдался в 20-летие «Серебряного века» русской культуры. Но вскоре после 1917 года власти поддержали лишь одно направление выразительного убедительного слова - мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.

Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания, культура речи стала отраслью языкознания. Риторика как самостоятельный предмет с 20-х по 80-ые гг. ХХ в. сохранилась лишь в некоторых университетах (МГУ, Тбилисском), на факультетах классической филологии, в духовных академиях. Прошло несколько поколений учителей – словесников, не изучавших риторики.

Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к заметному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Изучение языкознания теряло полноту, ибо в центре внимания оказывалась лишь структура языка, а не его жизнь в речевой деятельности человека.

Следует отметить, что в большинстве развитых стран мира кризисные явления не привели к гонениям на риторику, в тех или иных вариантах она преподавалась в образовательных системах США, Великобритании, Германии, Франции, других странах Европы.

В середине ХХ в. начинается ренессанс риторики, подымается новая волна интереса к ней. В России это конец 70-х годов, во Франции – на 30 лет раньше. Сила этой волны определялась тем, что интерес к забытой науке возник и разгорелся в молодежной среде. Не менее важно и то, что в научной среде даже в самые трудные годы мысль не угасала. Традиции высокой культуры, несомненно, стали одним из важнейших факторов пробуждения интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей; возникла тревожность молодых об утраченных ценностях, росло влечение к ретро, к античной культуре, к «гонимыми» областям знания.

В качестве важной причины возрождения риторики нередко называют возрождение демократии в России в конце 80-х годов и в 90-е годы ХХ века. Парламентские дебаты, возросшая свобода прессы, первые попытки создания целостного юридического пространства, плюрализм в образовании – всё это вызвало у многих недоумении: почему мы, имея среднее и даже высшее образование, не умеем ясно и толково, образно выразить свою мысль? Почему сама мысль туманна? Откуда пришло наше косноязычие, некоммуникабельность? Почему наши юридические документы так усложнены, что в них невозможно разобраться?

Есть еще один фактор возрождения риторики: это падение интереса у молодежи к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усилилась тяга к широким, многогранным курсам словесности, к общественно-значимым умениям.

В силу изложенных причин все большее значение приобретает разработка и изучение неориторики.

Далее в лекциях будут раскрыты некоторые категории неориторики, показаны ее основные достижения. Это поможет нам эффективнее совершенствовать необходимые современному специалисту риторические умения.