Характеристика мифа и его виды

В информационно-психологическом воздействии широко используется принцип аналогии. Любой материал, текстовой или иллюстрационный, должен воспроизводить модельную ситуацию для конкретной аудитории, т.е. вызвать у нее ассоциации с хорошо знакомыми ситуациями. Знание культурной мифологии совершенно необходимо как для выбора исторических или других примеров, используемых в материале, так и при отборе или составлении иллюстрированного материала. Сравнительный анализ социальных моделей различных культур подтверждает общую основу "абсолютных ценностей, способных направлять человека и придавать смысл его существованию".

Миф, несмотря на широкие возможности его импровизации, существует в ограниченных рамках, имеет определенные характеристики и конкретный объект воздействия.

Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные личности и произведения искусства и т.д.) всегда широко применялся в психологической борьбе. Успех его использования определяется интересом аудитории к его интерпретации. Однако его воздействие ограничено слабой актуализацией по отношению к реальным событиям.

Скрытый миф - часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире. Он может быть идеологической, религиозной, политической установкой, предрассудком, убеждением и пр. В любом случае, общество воспринимает этот миф как объективное отражение реальности, и его использование в материалах ИПВ позволяет достичь максимальной актуализации материала. С другой стороны, противопоставление скрытым мифам реальных фактов или убеждений составителя материала вызывает реакцию, противоположную целям ИПВ.

Долговременные мифы являются основой мифологии конкретного общества. Как правило, они устойчивы и применяются только для привлечения внимания. Флуктуативные мифы возникают и усиливаются под воздействием конкретной ситуации. При их использовании следует учитывать, что они могут вообще не оказывать воздействия на аудиторию или быть ей неизвестны.

Важным моментом в определении характеристики мифов является деление их на внешние и внутренние. Внешний миф (региональный и межгосударственный) рассчитан на аудиторию, не имеющую представления о реальной жизни в стране, и поэтому имеет более идеализированный характер. Внутренний миф основан на традиции реальной жизни общества и всегда значительно отличается от внешнего. Смешение этих категорий или использование, например, внешнего мифа на аудиторию внутри страны также резко снижает эффективность ИПВ.

Глобальные мифы в равной степени актуальны как внутри общества, так и вне его и являются основой идеологии, внутренней и внешней политики государства. Региональные мифы, носящие ярко выраженный политический характер, направлены на поддержку борьбы за раздел сфер влияния в регионе или даже на захват власти. В основном они носят вторичный, производный характер.

Межгосударственные мифы обслуживают конкретные инициативы в отношении двух или нескольких государств. Они направлены или на стабилизацию и развитие отношений, или на ухудшение и отчуждение населения стран, которые становятся враждебными друг другу. Объектом здесь, как и в описанных выше группах мифов, является общественное мнение и мировоззрение народов.

Общегосударственные мифы формируются внутри конкретной страны и определяют мировоззрение нации. Обычно традиционные исторические, идеологические и социально-политические установки контролирует власть, и мифы поддерживают патриотические и другие представления, стабилизирующие общественную жизнь.

Сословные мифы обслуживают представление о близости определенных групп населения по сословному или профессиональному признаку. Они действуют по простой схеме "свой-чужой" и эффективны даже при встрече представителей одного сословия из разных стран. К этой группе по принципу действия близки возрастные мифы.

Личностный миф представляет собой категорию, требующую отдельного рассмотрения, особенно если он действует в сфере культуры и политики. Мифологизация личности, создание образа или "имиджа" всегда являлись неотъемлемойчастью манипуляции общественным сознанием. С другой стороны, в сфере политики, и особенно психологической войны, существуют мифы, объектом которых является всего одно лицо. Обычно в этой роли выступает глава государства, от которого требуется принять конкретное решение или, наоборот, изменитьсвою точку зрения по какому-либо вопросу. Подобные мифы создаются спецслужбами или заинтересованными лицами и отличаются чрезвычайной кратковременностью действия.

Таким образом, можно говорить о том, что задачи социального мифа практически совпадают с задачами информационно-психологического воздействия. Общей конечной целью социального мифа и ИПВ является побуждение к определенной социальной реакции путем формирования нужного представления о чем-либо.

"То, что думает человек, его мнение, имеет для нас значение только в связи с тем, что он делает"7. Этот тезис ясно определяет как "интересы общества" в личностном сознании, так и потребность составителей материалов ИПВ в изучении технологий эффективного воздействия на сознание, обеспечивающих не только их восприятие,но и соответствующее реагирование. Таким образом, знание и использование технологии мифа позволяет при подготовке материалов ИПВ максимально использовать весь спектр воздействия на конкретную аудиторию, задействуя чувственные, подсознательные и социальные стороны психологии личности и общества. Гармонизированное в соответствии с уже существующей устойчивой системой мифологии общества ИПВ воздействует не извне, а изнутри системы мировоззрения и обеспечивает значительно более сильный эффект воздействия и более естественный процесс его восприятия.