Раннее христианство. Гомилетика.

 

Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру. Но уже к Ш - 1У вв. наступило сознание того факта, что само христианское учение – суть лучшие, высокоталантливые образцы красноречия, восходящие к своему идеальному источнику – учению и заповедям Иисуса Христа.

Учение, заложенное в Евангелии, стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди: в 10-й главе Евангелия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников – апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности. Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева; проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей – это должны быть достойные люди. «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби, - напутствуют их Христос. – Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас». Проповедник несёт людям новый идеал – «приближение Царства небесного».

Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте, чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду.

Содержание проповеди уже дано апостолу во многих прошедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница веры в это новое учение, может быть, пройдет через семью, разделит сына и отца. И к этому он должен быть готов… Известно, что такой тип ораторов, проповедников учения Христа, действительно был, и не только в 1-П вв. н.э., в годы преследования христиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, растерзанных, замученных; были они и в более поздние времена. Много из этого учения взяли на своё вооружение и другие борцы за истину, за справедливость, как они её понимали…

И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства высказывались возражения против использования риторических приёмов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, в украшениях не нуждается. Но ведь сама практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств. И сама Библия, и тексты молитв не лишены этих риторических приёмов, более того, они могут служить примером риторического мастерства, например псалмы Давида, «Екклезиаст», «Песня песней Соломона».

Многие тексты и формы обращения, речи, введённые в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогащению духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, человечности. Это молитва, идущая от души, обращенная верующим к высшей справедливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира, как покаяние, как преодоление в себе зла.

Европейские страны (на примере Франции)

 

Античное риторическое учени6е5, как и многие основы культуры, было унаследовано странами, входившими в состав Римской империи. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноречия, если не считать гомилетику, описанную нами выше.

В начале второго тысячелетия формируется в первых университетах строгая, логически выверенная речь: это лекции профессоров, виртуозно выстроенные диспуты. Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиозные темы – с нашей современной точки зрения) получила название схоластики … в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторванное от жизни. Но эта презрительная формула далеко не всегда справедлива: в схоластической форме складывалось академическое красноречие, достигшее к ХУ111 – Х1Х вв. высочайшего уровня. К ХХ в. академическое красноречие насчитывает десятки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекционные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно поставленных проблем, защита курсовых и дипломных проектов, магистерских и докторских диссертаций, доклады на научных конференциях и т.д. Тщательно отрабатывается система общения студентов и начинающих ученых с профессорами, академиками в беседах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и письменной формах, выступления студентов на различных собраниях в университете и вне его, на практике.

Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как придворный этикет, получивший распространение преимущественно в аристократическом обществе, в ХУ111 в. он был позаимствован российским императорским двором, распространился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.

Франция может считаться наиболее ярким продолжателем античности в мастерстве политического красноречия, при чем в трех его вариантах:

А0 красноречие, рожденное на баррикадах Великой французской революции (конец ХУ111 века);

Б) парламентское красноречие, сложившееся в Национальном собрании в Х1Х веке;

В) дипломатическое общение.

 

В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничала Великобритания.

Исследователи истории французской риторики выделяют следующие этапы – периоды доминирующего красноречия:

До ХУ века риторика в основном схоластическая, с ХУ1 века – гуманистическая, в ХУ11 в. – реформистская.

Признаки схоластического периода: стиль становится законом, в основе обучения высокий, средний и низкий стили; влияние этого этапа риторических правил отчетливо отразилась в русской практике общения ХУ111 века.

Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрождения, её центром становится Дворцовая академия, составляется Французская риторика для короля Генриха Ш, вводится королевское красноречие. Риторика стимулирует разработку грамматики и лите5ратурной нормы языка, всего того, что мы в ХХ в. называем культурой речи. Вводится «инсценирование речи», растёт внимание к дикции, произношению, интонации.

Реформистская риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, под её влиянием издаются книги, которые широко используются: например, «Источники французского красноречия» Шабанеля, «Красноречие для обучения дамы высшего света». Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и частные академии. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диалекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научная (латинизированная) речь.

Риторика энциклопедическая и натуралистская – время эмансипации ума, быстрого развития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фактор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует античная формула «искусство мыслить – искусство говорить – искусство писать».

Далее, на рубеже ХУ111-Х1Х вв., наступает период кризиса, утраты авторитета риторики, её критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо искать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике. Но эти причины будут рассмотрены на примере России, а не Франции, поскольку в России кризис происходил и в более острых формах и продолжительнее.