Земельная реформа и землеустройство

Существовавший в бывшем СССР земельный строй начал формироваться сразу после Октябрьской революции 1917 г., когда был принят Декрет о земле, и окончательно сложился к середине 30-х годов, после коллективизации сельского хозяйства.

Наиболее характерной чертой этого строя было то, что единым и единственным собственником всей земли, составля­ющей территорию страны в пределах ее границ, было государство. Земля не могла принадлежать никому, кроме государства. Всем, кому она требовалась, она предоставлялась только в пользование. Значительные по площади и ценности участки предоставлялись землепользователям только высшими государственными органами (Советом Министров союзной ре­спублики), поскольку считалось, что это обеспечивает охрану и рациональное использование земельных ресурсов. В пользо­вание земля предоставлялась бессрочно и бесплатно.

Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие государственные сельскохозяйствен­ные предприятия. Гражданам эти земли предоставлялись в пользование только для ведения личного подсобного хозяйства без применения наемного труда. Существовало право вторичного землепользования: колхозы и совхозы предоставляли в пользование своим работникам приусадебные участки. Закон обязывал всех землепользователей использовать землю рационально и в соответствии с ее предназначением. Правовой основой земельного строя служили Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, земельные кодексы союзных республик и другие законы.

Эта система земельных отношений не обеспечивала эффективное и рациональное использование земли в сельском (хозяйстве и других отраслях. Несмотря на строгий государст­венный контроль, ценные земли разбазаривались, эрозия охватила миллионы гектаров. Крестьяне были фактически отчуждены от земли, что не могло не сказаться крайне отрицательно на развитии сельского хозяйства. Экологическое состояние значительных территорий неуклонно ухудшалось. Все это, в конечном счете, привело к необходимости осуществления радикальной земельной реформы в стране, начавшейся в России в 1990 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «О земельной реформе», а Правительство утвердило Республиканскую про­грамму ее проведения.

Земельная реформа — это законодательно оформленное радикальное переустройство земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и соответствующим изменением форм территориального устройства в стране.

Таким образом, земельная реформа — это регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к новому земельному строю, представляющий собой концентри­рованное выражение его земельной политики. Реформа пред­полагает осуществление совокупности правовых, экономических, технических и организационных мер, обеспечивающих сравни­тельно быстрый и безболезненный переход к новым, формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Чтобы обеспечить рост производства сельскохозяйственной продукции, повышение плодородия почв, необходимо задейст­вовать экономические интересы производителей; поэтому осно­вой земельной политики должен стать эффективный экономи­ческий механизм регулирования земельных отношений. Он должен быть связан с соответствующими правовыми и организационными мерами и вписываться в общую социально-экономическую политику государства.

Экономический механизм земельной реформы базируется на следующих основных положениях:

- обязательный учет действия объективных экономических законов и процессов, происходящих в обществе;

- сочетание экономических интересов государства, отдельных

- предприятий и граждан;

- экономическая защита сельскохозяйственного землевладения и землепользования, а также защита земель от деградации;

- приоритет природоохранных целей над производственными;

- экономическое стимулирование рационального землепользова­ния;

- экономическая эффективность всех осуществляемых меропри­ятий.

Денежные средства, необходимые для осуществления земель­ной реформы, формируются за счет следующих поступлений:

- платы за землю (земельного налога и арендной платы);

- компенсационных платежей за сельскохозяйственные угодья, изымаемые для несельскохозяйственных целей;

- отчислений от продажи земли и иной недвижимости;

- отчислений, связанных с регистрацией землевладений и землепользований;

- целевых государственных дотаций и отчислений от прибыли предприятий, направляемых на осуществление земельной политики, организацию рационального использования и охрану земли;

- других источников (пени, штрафы, международная помощь и так далее).

Введение платы за землю, несмотря на несовершенство существующих ее механизмов, уже позволило подключить экономические интересы землепользователей и ускорить осуще­ствление земельной реформы по всем направлениям.

С точки зрения государства, и права, землеустройство представляет собой деятельность государственных органов по техническому и юридическому оформлению земельных отноше­ний, установлению, обеспечению и охране прав землепользо­вания (землевладения), целенаправленному регулированию ис­пользования земли. Другими словами, землеустройство — это установленная законом процедура, направленная на осуществ­ление земельной политики государства. Поэтому в известной мере оно выступает в качестве орудия (системы мер), посредством которого государство регулирует земельные отно­шения в своих интересах.

Государственный характер землеустройства определяет соот­ветствующий землеустроительный процесс и землеустроительное делопроизводство, имеющие юридическую, техническую и экономическую стороны. Юридическая сторона этого процесса определяет порядок возбуждения, исполнения, утверждения и движения землеустроительного дела; техническая сторона — порядок составления, оформления, выдачи и содержание документов; экономическая — содержание и обоснование проекта, организацию и технологию землеустроительных работ, их финансирование, стоимость и так далее.

Земельная политика государства реализуется наиболее эффективно, когда специально уполномоченные органы находятся в составе и действуют совместно с органами государственного управления или же наделены от имени государства соответствующими правами.

Основные признаки проведения реформы 1990 года:

1) отмена монополии государственной собственности на землю, этот принцип реализован на основе ст. 9 и 36 Конституции РФ, в которой земля может находиться в государственной и муниципальной собственности;

2) введение рыночных отношений в области землепользования, земля стала предметом купле – продажи, как и все объекты недвижимости;

3) введение платы за землю;

4) децентрализация управления земельным фондом страны – разделение земель по уровням собственности, управление землями федеральной собственности осуществляется правительством, краевой собственности – администрацией края, землями муниципальной и частной собственности – органами МСУ.

Вопросы:

1. Основные черты земельного строя до реформы 1990 года.

2. Что такое – земельная реформа.

3. Необходимость земельной реформы 1990 года. Её основные цели.

4. Какие основные задачи решает земельная реформа.

5. Роль землеустройства в проведении земельной политики государства.