Принципы современного менеджмента на примере «Хьюлетт-Паккард»

Никакая политика не дала большего вклада в успех компании, чем политика «целевого управления». Хотя этот термин относительно недавно появился в лексиконе бизнесменов, целевое управление было фундаментальной частью философии действия «Хьюлетт-Паккард» с самых первых дней ее существования. Целевое управление — это прямая противоположность контролируемомууправлению. Под последним понимается жесткая система управления военноготипа, где люди назначены на выполнение (ожидается, что они соответствуютназначению) определенных работ, с которыми они справляются точно так, какприказано, причем им незачем знать слишком много о целевых установкахорганизации. Целевое управление предполагает наличие системы, в которойцелевые установки четко декларированы и согласованы, а людям позволенагибкость в работе, направленной на достижение поставленных целей такимиспособами, которые они сами находят наилучшими в рамках сферы своейответственности. Это философия децентрализации управления и первоосновасвободного предпринимательства. Необходимо подчеркнуть, что успешная реализация целевого управлениянапоминает улицу с двусторонним движением. Руководители всех уровней должныбыть уверены в том, что их люди ясно понимают целевые установки компании,так же как конкретные задачи их собственного предприятия или отдела.Следовательно, на руководителях лежит непреложная обязанностьспособствовать налаживанию хороших связей и взаимопонимания. И, наоборот,работающие под их руководством люди должны быть настолько заинтересованы всвоей работе, чтобы им хотелось ее планировать, предлагать новые решениястарых проблем и горячо браться за дело, когда у них появляется возможностьвнести какой-то вклад. 1.Политика открытых дверей Политика открытых дверей для «Хьюлетт-Паккард» очень важна, потому чтоона характеризует стиль управления, которому в компании преданы. Онаозначает, что менеджеры доступны, открыты и участливы. В «Хьюлетт-Паккард»каждый, включая управляющего всей компанией, работает в неразделенномперегородками, не имеющем дверей кабинете. Эта постоянная доступность имеети свои недостатки, потому что всегда возможно чье-то неуместноевмешательство в текущую работу. Но в «Хьюлетт-Паккард» давно убедились втом, что преимущества доступности с лихвой перевешивают эти недостатки.Политика открытых дверей — это составная часть философии целевогоуправления. Кроме того, это еще и некая процедура поощрения, а вдействительности и обеспечения того, что коммуникационный поток течет вверхне хуже, чем вниз. «Хьюлетт-Паккард» считают необыкновенной компанией, потому что в течениепервых восемнадцати лет существования в компании не было отдела кадров.Причиной тому была вовсе не неприязнь высешго начальства к отделам кадровили менеджерам-кадровикам, а стремление подчеркнуть важностьвзаимоотношений между руководителями и их людьми, в частности необходимостьдля менеджеров быть доступными и уметь с душой относиться к проблемам изаботам подчиненных. Появление в структуре кадрового подразделения можетподменить непосредственную связь руководителя с наемным работником или покрайней мере вмешаться в нее. Поэтому, после создания в 1957 годукорпоративного отдела кадров, очень тщательно определилась его роль иответственность. Он вводился в структуру компании для создания опорыуправлению, а не для его подмены. 2.Преемственность управления Важной обязанностью менеджеров "Хьюлетт-Паккард" является отбор ивоспитание своих потенциальных преемников. Преемственность управленияиграет совершенно исключительную роль на верхних уровнях организации, гдеменеджер может быть ответствен за широкий круг комплексных направленийделовой активности, в которой расходуются многие миллионы долларов итрудятся многотысячные коллективы людей. В "Хьюлетт-Паккард" стараются познакомить руководителей высшего звена смолодыми менеджерами компании. Одним из способов, к которому прибегали дляэтого в прошлом, были встречи в подразделениях во время их проверок. Вкаждом подразделении раз в год обязаны были побывать Билл Хьлетт и ДевидПаккард плюс Барни Оливер, Ноуэл Элдред и другие менеджеры высшего звена.Они проводили проверку работы подразделения целый день, уделяя особоевнимание программам совершенствования продукции. На этих встречахзадавались вопросы руководителю подразделения и ключевым сотрудникам,которым поручалось проведение презентации. Это давало благоприятнуювозможность оценивать способности молодых менеджеров, а также получатьпредставление о том, насколько хорошо их боссы следят за обучением иразвивают способности своих подчиненных. Обед в сочетании с официальнойвстречей помогал познакомиться со многими менеджерами подразделения внеформальной обстановке. Сегодня высшее руководство «Хьюлетт-Паккард» не имеет возможностипроводить ежегодную проверку каждого из множества подразделений компании.Вместо этого подразделения регулярно проверяются руководителемсоответствующей группы, возглавляющим ее, а работа самой управленческойгруппы проверяется руководством компании. Изменилась форма, ноположительный аспект проверок сохранился. Обычно на каждом заседании советарассматривается работа какой-нибудь структурной единицы «Хьюлетт-Паккард»,например номенклатурно-производствен-ной группы, торгового предприятия иликорпоративного подразделения. Это дает приезжающим с мест директорам болеедетально познакомиться как с ведением дел в головной конторе компании, таки с людьми, которые их ведут. Со временем некоторые из самых старшихменеджеров «Хьюлетт-Паккард» сами избираются в совет, поэтому очень важно,чтобы каждый директор был знаком с другими менеджерами еще до своегоизбрания. За последние годы компания разработала дополнительные, более глубокоструктурированные способы оценки менеджеров среднего звена с цельюопределения их потенциальных способностей нести большую ответственность.Сейчас главный управляющий регулярно собирает своих менеджеров высшегозвена для многогранной проверки показателей качества управления номенкла-турно-производственными группами. Они обсуждают состояние дел в каждойгруппе, анализируя создаваемую ею прибыль, использование фондов, ежегодныйрост, качество продукции, степень удовлетворения покупательских запросов,кадровые вопросы и многое другое, за что несет ответственность руководительгруппы. Также периодически встречается с одним из комитетов советадиректоров — комитетом по контролю организационной структуры и назначений —с целью проверки деловых качеств менеджеров, работающих на самых важныхнаправлениях. 3.Расплачивайся на ходу Был определен принцип«расплачивайся на ходу», финансируя рост в первую очередь за счет поступлений, а не на одолженные деньги. О возможности самофинансирования знали, потому что «Дженерал Радио», компания, которой восхищались, былауже несколько лет в бизнесе, имела успех и никогда не прибегала кфинансированию со стороны. «Мы чувствовали, что если это удавалось им, тополучится и у нас. И получается — вот уже более полувека». Важным элементом пути к успеху «Хьюлетт-Паккард» являютсявзаимоотношения компании с акционерами и инвестиционными кругами. Главнаяцель в этой области состоит в обеспечении постоянства корпоративныхпоказателей, включая неуклонный рост доходов и активов. Очевидно, что этоне всегда возможно даже для самых лучших корпораций, но в течение всех этихлет показатели «Хьюлетт-Паккард» оставались вполне приличными. Обыкновенные акции «Хьюлетт-Паккард» впервые появились в 1947 году,когда было преобразовано первоначальное партнерское товарищество вкорпорацию. Десятью годами позже для расширения базы собственников былопредложено на общественные торги 10% выпущенных в обращение 3 миллионовакций. В том же 1957 году компания распределила между наемными работниками60 000 новых акций в качестве премий, а также сделала возможнымприобретение персоналом по льготной цене еще 50 000 акций. В то времяобщественные торговые сделки с ценными бумагами начали осуществляться безпосредничества биржевого рынка. 4.Прислушиваясь к покупателю Фундаментальной основой успеха «Хьюлетт-Паккард» является работа,которую проводят для удовлетворения нужд покупателей. Каждый работникорганизации побуждается постоянно думать о том, как его или ее деятельностьсоотносится с целевой установкой обслуживания клиентов. Концепция удовлетворения покупателя начинается в «Хьюлетт-Паккард» сгенерирования новых идей и новой технологии, которые впоследствии могутдать возможность разработать полезную, значимую продукцию. Эти новые идеиформируют затем базис для разработки изделия, удовлетворяющего пока ещескрытым потребностям, которые для покупателей в будущем станут значимыми.Чтобы оказаться полезной в эпоху всемирной конкуренции и быстрых изменений,новая продукция должна разрабатываться быстро и производиться эффективно сиспользованием производственных процессов и техники которые гарантируюткачество и экономичность. Создать новаторскую, надежную продукцию — ключевой элементудовлетворения потребностей покупателя, но есть и другие важные моменты.«Хьюлетт-Паккард» предлагает много разнообразных изделий множеству разныхпокупателей. Настоятельная необходимость состоит в том, чтобы продукция,рекомендуемая покупателю, наиболее полно и всеобъемлюще удовлетворила егодолгосрочные потребности. Для этого требуется, чтобы люди, работающие напоприще реализации продукции — действуют они индивидуально, бригадой иливместе с другими компаниями, которые привносят свою долю стоимости впродукцию и услуги «Хьюлетт-Паккард»,— тесно сотрудничали с покупателями,стремясь находить самые приемлемые и эффективные решения проблемпотребителей. Сущностью программы удовлетворения запросов покупателя компанией«Хьюлетт-Паккард» является приверженность качеству, приверженность, началокоторой закладывается в лабораториях и распространяется на все фазы работы. 5.Вера в людей Если организация хочет добиться максимальной эффективности и успеха, онадолжна удовлетворять целому ряду требований. Одно из них состоит в том,чтобы на каждый пост были назначены самые способные сотрудники. Должна бытьзадействована непрерывно функционирующая и постоянно обновляемаяобразовательная программа, что особенно важно для технического бизнеса, гдевелика скорость прогресса. Техника, вполне уместная сегодня, станетустаревшей в будущем, поэтому каждый член организации должен постояннонаходить новые и более эффективные пути выполнения собственной работы. Другое требование — на всех уровнях следует поощрять высокую степеньэнтузиазма; в частности, люди, занимающие высокие посты в управлении, неимеют права полагаться только на свой энтузиазм, они обязаны возбуждатьэнтузиазм и среди своих помощников. Места слабой заинтересованности иравнодушию быть не должно. В компании «Хьюлетт-Паккард» важен каждый отдельный человек, важна любаявыполняемая работа. В областях высоких технологий незаметная детальзачастую определяет грань между качественным изделием и таким, котороехорошим не назовешь. Вот почему в «Хьюлетт-Паккард» убеждают людей внеобходимости выполнять каждое конкретное дело наилучшим образом. 6.Долевое участие Основным принципом политики «Хьюлетт-Паккард» по отношению кчеловеческой личности стала концепция долевого участия — в ответственностиза определение и достижение целей, в собственности компании посредствомплановой продажи активов, в прибылях и даже в несении бремени возникающихвремя от времени спадов деловой активности компании. Программы доходности отражают эту концепцию долевого участия. Вразличных частях мира они неодинаковы, потому что в каждой странесуществует своя организация получения доходов, определяемая местнымизаконами и традициями. 7.Гибкий график работы Возможно, наиболее известным широкой общественности примером доверия в«Хьюлетт-Паккард» является программа компании по установлению гибкихграфиков работы. Ее реализация началась на заводе в германском городеБёблингене в 1967 году. Теперь она широко применяется во всехподразделениях «Хьюлетт-Паккард» и во всех отраслях промышленности. Врамках этой программы «Хьюлетт-Паккард» любой работающий может приходить наработу сколь угодно рано, но не позднее 9 часов утра, и уходить, отработавнормированное количество часов. Это неприемлемо для некоторых видов работ,но в большинстве случаев реализация такой программы возможна. Гибкость — первооснова уважения и доверия к людям. Ее принятие говорит отом, что в «Хьюлетт-Паккард» с пониманием относятся к личной жизни людей иверим, что они вместе со своими непосредственными руководителями и членамибригады в состоянии спланировать время работы так, чтобы это было удобновсем вместе и каждому в отдельности. Систематизация принципов управления |Производство |Элемент |Управление |Элемент ||Управляй, |Рабочие |Целевое |Организация управления||похаживая | |управление | ||Прислушиваясь к|Качество продукции|Политика |Доверие, свобода ||покупателю | |открытых дверей|выражения мнений, || | | |неформальность || | | |обращения ||Гибкий график |Нормированное |Преемственность|Ответственность ||работы |количество часов |управления |менеджеров, сохранение|| |работы, доверие к | |квалифицированных || |работнику | |кадров ||Изменение |Способ продажи |Расплачивайся |Финансирование, ||организации |продукции |на ходу |управление ценными ||сбыта | | |бумагами || | |Прислушиваясь к|Нужды покупателей, || | |покупателю |обслуживание клиентов,|| | | |удовлетворение их || | | |запросов || | |Вера в людей |Отношение к работнику,|| | | |поощрение инициативы || | |Долевое участие|Распределение прибыли || | |Децентрализация|Структура управления |

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности, методах и принципах её осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента. В курсовой работе будут рассматривать только те подходы и учения об управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира.
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы. Что такое принципы управления и можно ли в современном производстве обойтись без них? Ведь в прошлом, не зная ни о каких принципах, люди успешно вели свою хозяйственную деятельность. Здесь нужно отметить, что в своей деятельности люди всегда руководствовались определенными принципами, может быть, упрощенными. В относительно недалеком прошлом не было сложной системы хозяйственных связей, обусловленной развитием специализации и кооперации труда и научно-техническим прогрессом.
Актуальность темы связана с тем, что в современных условиях, не опираясь на досконально обоснованные и проверенные практикой принципы управления, невозможно обеспечить эффективное развитие предприятия и экономики в целом. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-определить сущность менеджмента;
-рассмотреть понятие о принципах менеджмента и их классификацию;
-дать характеристику общим и частным принципам менеджмента;
-охарактеризовать современный менеджмент в российских организациях;
-предложить некоторые современные принципы менеджмента к использованию в практике управления российскими коммерческими фирмами.
При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию материала.
Курсовая работа состоит из пяти глав, выполненных на 29 страницах, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.

СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА, КАК ТИПА УПРАВЛЕНИЯ

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ


Менеджмент- тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Менеджмент - аналог термина "управление". Это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях). Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для др. значений используются др. слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления - термины "government administration" или "public administration", что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации (коммерческой фирмы) в рыночных условиях. Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм менеджмента состоит' из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Успехи и неудачи предприятия - это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджмента. А если исходить из утверждения, что предприятие - это прежде всего люди, то менеджмент - это организация деятельности работников. Персонал - важнейший элемент производственного процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов. Найти же компетентных работников, профессионалов намного сложнее. Менеджмент означает организацию работы коллектива с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Главное в менеджменте - ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия - Management by objectives ("менеджмент постановки цели"). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей старого стиля. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса.

 

ПОНЯТИЕ О ПРИНЦИПАХ МЕНЕДЖМЕНТА, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


Слово "принцип" происходит от латинского principium начало, основа. В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач. Таким образом, принципы менеджмента отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления. На содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента, можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социокультурные факторы. Классификация принципов менеджмента. В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными. Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы менеджмента служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений. Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т.п.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕНЕДЖМЕНТА

Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже к акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2)системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т.д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Это противоречие имеет универсальный характер и относится также ко всем другим принципам управления. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов управления, на которых базируются принципы управления. Субъективное в реализации принципов управления неизбежно, поскольку принципы управления реализуются только через сознание, волю и устремления человека. Таким образом, реализованный принцип неизбежно субъективирован. Отклонение процесса познания от объективной логики (субъективизм) возникает и проявляется в тем большей степени, чем больше сознание руководителей отходит от объективной логики развития природы, общества и мышления. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей проявления субъективизма. Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного синтеза, и прежде всего, комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технических и технологических наук экологии и в других областях. Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и комплексного, и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств. Например, это может быть учет всех особенностей структуры управляемого коллектива: возрастных, этнических, конфессиональных, профессиональных, общекультурных и т.д. Таким образом, системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность — развернуть их по горизонтали. Поэтом системность более тяготеет к вертикальным, субординационным связям, а комплексность — к горизонтальным, координационным связям. Способности руководителей при этом могут существенно различаться, поскольку при этом предъявляются несколько различные требования к складу мышления, его аналитико-синтетическим функциям. Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т.д.). Для каждого должностного лица устанавливается точная ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ. Так, в фирме вице-президенты по науке, производству, маркетингу и другим направлениям несут полную ответственность за соответствующий сектор деятельности фирмы. Проблема заключается в том, что перед любой фирмой могут возникать качественно новые задачи, решение которых не предусмотрено регламентацией. В этом случае не только руководитель должен определить, кому может быть адресовано решение тех или иных задач и выполнение тех или иных работ, но и подчиненные проявить разумную инициативу. Принцип демократического централизма. Этот принцип является одним из важнейших и означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. На уровне государства это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия — соотношение прав и ответственности между руководителем и коллективом. Противоречивость принципа демократического централизма следует рассматривать как существование, развитие, взаимопереход полярных противоположностей демократии и централизма. При недостаточно благоприятных социально-экономических условиях и жесткости управления преобладая централизм. Он необходим в чрезвычайных условиях (ведение военных действий, экономический или политический кризис, этническая напряженность, нарушение норм морали и этики руководителями государства). Демократизм в управлении тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творчески является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества. Наиболее предпочтительным в управлении социально-экономической системой является равновесие между централизмом и демократией. Однако на практике зачастую одно преобладает над другим. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов — предприятий, банков, бирж принцип демократического централизма определяет не только степень самостоятельности отделений, филиалов, дочерних предприятий, но и степень их ответственности за выполняемые действия. Далее, принцип демократического централизма определяет степень самостоятельности и ответственности каждого должностного лица перед его руководителем. Таким образом, принцип демократического централизма по вертикали пронизывает все властные структуры управления.