Тема 7. Риторика беседы и делового общения.

Вопросы для обсуждения.

1. Беседа и её важнейшие разновидности.

2. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в «светской» беседе.

3. Непродуктивные модели беседы и как их избежать.

4. Основы ведения деловой беседы. Риторический инструментарий деловой речи.

 

Термины.

Беседа (гедонистическая, дружеская, деловая, светская), переговоры (как вид общения), презентация, содержательность речи, точность речи, речевой этикет, формулы речевого этикета, имидж делового человека, личное резюме, собеседование, психологический климат (в общении), компетенция коммуникативная, языки телодвижений (жесты, мимика, позы).

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. – М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте различные типы беседы. Могли бы вы самостоятельно выделить другие типы? Какие?

2. Чем отличается подлинная беседа – диалог от беседы мнимой (совокупности одновременных монологов)?

3. Какое из свойств и умений хорошего собеседника самое важное, определяющее?

4. В чем суть и в чем мастерство непринужденной дружеской беседы?

5. Назовите основные фазы «светской» беседы; определите главные задачи собеседников на каждом этапе.

6. Какие модели беседы зачастую используют собеседники, не получившие специальной риторической подготовки? Почему эти модели непродуктивны? Какая из моделей самая плодотворная? Как к ней перейти, если собеседник придерживается одной из непродуктивных моделей?

7. Как определить сущность деловой беседы? Как к ней готовиться? Чем важна техника вопросов в деловой беседе? Почему уметь задавать вопросы выгодно?

8. Какие типы вопросов в деловой беседе вы знаете? На каких этапах деловой беседы употребляется каждый из типов вопросов? Почему нельзя завершать деловую беседу на слове «нет»?

9. Назовите этапы беседы, разрешающей конфликт. Как определить задачи говорящего на каждом этапе? Что не следует допускать в беседе? Что не следует допускать в беседе такого типа (каких ошибок избегать)?

10. Что такое комплимент? В чем его особая значимость с точки зрения законов общей риторики? Определите и раскройте основные принципы риторики комплимента.

11. Может ли человек существовать, не споря с другими? Почему? В чем значение пословицы: «В споре рождается истина»?

12. Как в споре проявляется национальный характер? В чем особенности русского спорщика?

13. Охарактеризуйте как можно более полно и последовательно тот тип речевого поведения, который может помочь истине родиться в споре. Что нужно контролировать? Чего избежать? К чему стремиться?