Тема 5. Основы мастерства публичного выступления.

Вопросы для обсуждения.

1. Структура публичного выступления. Части речи (этапы), их функции и задачи оратора.

2. Эпидейктическая речь: её особенности и принципы ведения.

3. Аргументирующая и информирующая речи.

4. Как готовиться к публичному выступлению? Тезисы выступления и эпистемический план («план-гармонь»).

5. Общие принципы управления вниманием аудитории. Нравственный долг оратора. Внешний вид оратора, мимика и жестикуляция. Качество хорошей речи.

6. Необходимость импровизации, как и когда импровизировать.

 

Термины.

Речевой голос (высота голоса, диапазон, динамика, тембр, полетность голоса), дикция, жанр, композиция, концепция, стиль общения («пристройка»), память, тезисы, тембр речи.

Активность субъекта в речи, актуальность речи, вербальное и невербальное общение, восприятие речи, выразительность речи, дар слова, дефекты речи, импровизация, интонации, лаконичная речь, пауза, пафос, разговорная речь (стили), чистота речи, языковая личность.

 

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ.

1. Александров Д.Н. Риторика: Учеб. пособие для вузов. – М., 2002.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов н/Д, 2003.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учеб. пособие умо. – М., 2005.

4. Крюков Р.В. Риторика: конспект лекций. – М., 2007.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие. – М., 2003.

6. Петров О.В. Риторика: Учебник. – М., 2007.

7. Риторика: Учебное пособие. – М., 2007.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.

2. Назовите общие принципы расположения материала публичной речи. Каковы две основные модели? В каких речевых ситуациях они используются?

3. Что такое общая и конкретная цель речи? Как их найти и определить?

4. Каковы задачи оратора во введении к речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

5. Как структурируется (организуется) основная часть речи? В чем значимость переходов («связок»)? Где они совершенно необходимы? Где желательны?

6. Каковы задачи оратора в заключении речи? С помощью каких риторических средств они выполняются?

7. Что такое эпидейктическая речь? Каковы ее подлинные темы? Что может служить ее предметом?

8. Что представляет собой аргументирующая речь? В каких ситуациях она выступает? Каковы ее разновидности в публичном выступлении?

9. Каковы характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Убеждающей речи? Агитирующей речи?

10. Как должен работать оратор, готовя доводы к аргументирующей речи? Как располагать доводы «по силе»?

11. В чем особенности информирующего выступления?

12. Как сделать сообщение (доклад, лекцию) интересным? Что такое внимание? Каковы виды внимания?

13. Как вы понимаете долг оратора? Каково, с вашей точки зрения, современное содержание этого понятия?

14. Нужно ли готовиться к речи? Каковы основные принципы подготовки? Что из них больше подходит лично вам?

15. Какие «ступени» сценического движения выделяют в актерской и ораторской практике? От чего зависит это деление? В какие моменты речи движение необходимо?

16. Что может выражать жестикуляция? Как характер жестикуляции отражает характер эмоций? Какие типы (группы) жестов вы знаете? Приведите примеры.