Тема 9.В.А.Жуковский и его творчество.

Жуковский увлекается немецкой романтической поэзией с её идеализмом и мистицизмом, много переводит, в его творчестве сливаются черты романтизма и сентиментализма.
Лирика Жуковского отличается тонким психологизмом, просветлённой грустью и религиозной мечтательностью. С 1808 г. Жуковский обратился к балладам («Людмила», 1808; «Светлана», 1808—12; «Эолова арфа», 1814), которые стали его излюбленным жанром и принесли поэту популярность. Большинство баллад были переводными(из Ф.Шиллера, И. В. Гёте, Р. Саути и др.), содержанием их были античные и средневековые легенды. Программным стихотворением Жуковского стал отрывок «Невыразимое» (1819), где поэт превозносит над красотой видимого мира таинственное и глубокое переживание, порождённое им в человеческой душе.
Во время Отечественной войны 1812 г. вступивший в ополчение поэт написал стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812), ставшее патриотическим гимном.
Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского.

балладах; как рассказ о трагической разлуке влюбленных.
В "античных" балладах судьба – это иррациональный, но предсказуемый Рок. Но и в том и в другом случае судьба выступает как "сила, нас гнетущая" ("Торжество победителей") – как сила, подчиняющая свободную волю человека.
"Подсознательные", "сновиденческие" образы баллад Жуковского создают, в дополнение к двум его "дневным" мирам ("там" и "здесь"), третий, потусторонний мир – мир "ночных" страхов человека. "Темные" силы потустороннего мира как бы воплощают на языке сновидений неизбежность судьбы, ждущей человека. "Язык души" в балладах заменяется аналогичным "языком сновидений". Ассоциативно-символическая абстрактная образность элегий, выражающая связь души с гармоническим небом, заменяется в балладах "языком сновидений", "материализующим" связь души с хаотическим потусторонним миром.
Чаще всего "темные" силы обрушиваются на преступников и грешников. Тем самым Жуковский как бы успокаивает себя и читателя: добро должно победить зло. Таково.

переделанных Жуковским с немецкого языка, открывается еще более чем в балладах, сущность и характер его романтизма: желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое бог знает, в чем состояло; стихотворения Жуковского – вариации на одни и те же мотивы. «Таинственный посетитель» - одно из самых характерных стихотворений Жуковского.
Скорбь и страдание – один из важнейших элементов всякой романтической поэзии, и поэзии Жуковского в особенности. Жуковского можно назвать певцом сердечных утрат.
«Теон и Эсхин» - самое романтическое произведение, вышедшее из-под пера Жуковского. искусство Жуковского – живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь. Природа, изображаемая Жуковским – романтическая природа, исполненная высшего смысла и значения.