Бюрократизм в менеджерской системе коммуникаций

Сложная система коммуникаций в процессе подготовки управленческих решений обуславливает появление ситуаций, когда управление используется в нежелательном смысле. Примером этому является наличие бюрократизма в системе коммуникаций. Бюрократизм представляет собой осуществление всевозможных скрытых препятствий принятию решений.

Для борьбы с бюрократизмом в США, например, разработана штрафная матрица, в соответствии с которой из системы коммуникаций исключаются сотрудники, у которых время решения задач наиболее велико, а за каждое ошибочное решение и за создание очереди предложений сотрудникам устанавливается один из видов наказания, например, в форме штрафа.

В ответ на это в бюрократической организации штрафу противопоставляется волокита, которая позволяет принимать минимум решений за фиксированное время, или вообще не принимать никаких решений.

Каждый бюрократ стремится увеличить время принятия решения, но так, чтобы не оказался в числе наказанных или даже уволенных. Чтобы избежать бюрократизма, сотруднику нельзя задерживать выполнение процедуры у себя за счет превышения времени и не допускать слишком частого возвращения предложений, иначе это приведет к созданию очереди.

Выявить бюрократизм позволяет уточнение истинного наименования и содержания процедур рассмотрения предложения о принятии решения.

Перечень наименований процедур их уточненные названия и условные наименования с позиций бюрократизма приведены в таб.10.2.

Вторым направлением выявления бюрократизма является оценка наличия петель циркуляции предложения между сотрудниками организации. Количество таких циклов, или петель определяет уровень бюрократизма. Таблица 10.2

 

№ п/п Официальное наименование процедуры Уточненное содержание процедуры Условное наименование
1. Уточнение предложения Любое предложение возвратить для доработки "Встречная струя"
2. Изучение предложения Оттягивание решения насколько возможно "Тянучка"
3. Проверка полезности Включение в решение заведомо спорного вопроса, после чего передать для согласования другому лицу "Блок"

 



 

 


 


 



4 ~
       
4. Консультация с узким специалистом Передается другому лицу "Рикошет"
5. Консультация со специалистом широкого профиля Передача для согласования по кругу "Водоворот" ~"
Ъ. Детализация предложения Вместо требуемого по существу предложения принять несколько очевидных решений, не имеющих отношения к делу "Распыл"
/. Передача предложения более компетентному лицу Получения мнения "сверху" "Трансляция"
8. Оценка применимости к другим задачам Замена нового предложения старым, давно принятым "Маска"
У. Обобщение на перспективные задачи Провернуть дело так, чтобы в решение были включены новые (посторонние) вопросы и направить на согласование и уточнение "Захват" [
Постановка новой проблемы Принять очень общее и вполне безответственное решение, которое невозможно проверить. "Окутывание"