Поэтами рождаются, ораторами становятся

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся — одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновен­ного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Квинтилиан

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Еще много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусст­ва Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются). Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия.

Интересно и высказывание А. Ф. Кони:

... если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом вос­питательных влияний среды, примеров, чтения и собственных пе­реживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, ис­полнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, т. е. быть оратором. Это уменье до­стигается выполнением ряда требований, лишь при наличности ко­торых можно его достигнуть.

По мнению А. Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие — это дар, данный человеку от природы, то умение выступать приобретается в результате повсед­невной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Обратимся к истории ораторского искусства.

Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что ора­тор не мог довести речь до конца.

Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного груда Демосфен добился признания совре­менников.

Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабо­сти, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укре­пить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уеди­нялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы.

У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколь­ко стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой раз­говор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в крас­норечии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземе­лье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демос­фен учился ораторскому искусству у других прославленных орато­ров, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недо­статки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные дру­гими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пре­небрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природ­ным способностям, Цицерон приобрел известность среди своих свер­стников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно работали над каж­дой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении эко­номического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах. Президент быстро исправил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчиль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важнейшие части речей за­учивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомненно, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант целенаправленной и прилежной работы над собой по дальнейшему совершенствованию. Тщательная разработка материала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памяти также обеспечи­ли успех динамического искусства его речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле являются «выученными»: знаменитые пассажи крас­норечия и красные места риторических вершин - результат заботливой проработки и тренировки памяти.

Источник: X. Леммерман. Учебник риторики. 1997, с. 491.

Закончив школьные занятия, Цицерон продолжал учиться с ог­ромным усердием: штудировал различные науки, знакомился с фи­лософскими учениями разных школ, изучал греческий язык. Он от­тачивал свое красноречие, словно оружие. Старательно работал сам, посещал знаменитых ораторов, прилежно учился у комического актера Росция и у трагика Эзопа. Когда Цицерон стал выступать за­щитником в суде, то его речи сразу же привлекли внимание совре­менников.

Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Что­бы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.